На соседних АЗС в одном регионе цены зачастую могут существенно отличаться. О том, в чем причина разницы в цене, журналисту АБН24 рассказал эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
Фото: pxhere
Разница в стоимости топлива в пределах одного региона или между соседними областями – это не редкость. В Центральной России, пересекая границу из Московской области в Калужскую, можно обнаружить, что бензин там традиционно стоит чуть дешевле.
«Причины кроются в разнообразии фискальных инструментов и особенностях местного налогообложения. Основным фактором роста цен на топливо являются налоги и сборы, которые составляют около 80% от стоимости бензина. В последние годы особенно заметно повышение акцизов на топливо. С 1 января акцизы на бензин и дизельное топливо увеличились на 14-16%, что внесло значительный вклад в удорожание топлива за год. Этот рост обеспечивает наполнение бюджетов различных уровней, но одновременно становится стимулом для дальнейшего повышения цен», — пояснил спикер.
Ценообразование на бензин в России существенно отличается от мировых практик. Стоимость топлива здесь практически не зависит от цен на нефть на мировом рынке. Основной определяющий фактор – это налоговая нагрузка. В результате любые изменения в налогообложении или акцизах мгновенно отражаются на стоимости бензина.
«Нередко в одном регионе наблюдаются заметные различия в ценах между соседними АЗС. Это может быть связано с качеством предоставляемых услуг или оборудования. Например, заправки с современным оборудованием и дополнительными услугами, такими как магазины или кафе, могут компенсировать свои затраты через более высокую цену на топливо. Однако в некоторых случаях слишком низкая цена вызывает подозрения относительно качества топлива. Это может быть связано с использованием дешевых присадок для повышения октанового числа или даже с нарушениями, такими как подмена марок бензина или недолив», — подчеркнул эксперт Финансового университета.
Стоит учитывать, что производственные мощности нефтеперерабатывающих заводов ограничены, и в одном регионе топливо часто поступает с одного и того же НПЗ. Поэтому значительная разница в цене должна быть поводом для тщательной проверки качества.
«Ожидать значительного снижения цен на топливо в ближайшее время не приходится. Инфляция, которая превысила 9%, продолжает оказывать влияние на стоимость бензина. Задача правительства – удержать рост цен в рамках инфляции, однако полностью избежать удорожания не удастся. Интрига заключается лишь в том, удастся ли удержать рост цен на топливо в пределах инфляции или нет», — заключил Юшков.
Повышение стоимости бензина – это следствие как налоговой политики, так и инфляционных процессов. Разница в цене между регионами и АЗС требует индивидуального анализа, а потребителям стоит быть особенно внимательными к качеству предлагаемых продуктов.