Эксперты говорят о снижении доли лизинга аж на 60%.
Фото: unsplash.com
В 2025 году прогнозируется значительное снижение доли грузовиков, приобретаемых в лизинг, – до 60%, согласно обзору «ПЭК», подготовленному совместно с «АвтоГрузЭкс» и Dentro. На документ ссылается портал TRANS.RU.
Прогноз обусловлен резким ростом лизинговых ставок, которые могут достичь 29-30%.
В 2024 году доля лизинга уже упала на 21% до 61 тысячи машин, а в 2025 может сократиться еще до 38 тысяч автомобилей. Так считает финансовый директор «ПЭК» Роман Ромашевский.
По словам эксперта, основным фактором, влияющим на наблюдаемую тенденцию, является годовой рост лизинговых платежей в сегменте грузовой техники на 26-27%. Дополнительным фактором стало увеличение банковских надбавок к ключевой ставке на 3 процентных пункта за год.
«Несмотря на то что 20-го декабря Банк России сохранил ключевую ставку на уровне 21%, в перспективе многие финансовые организации ожидают дальнейшего увеличения показателя и поэтому фиксируют надбавку в 5-6% в лизинговых договорах на несколько лет вперед», — отмечает Роман Ромашевский.
В обзоре также сказано, что среднемесячный лизинговый платеж к декабрю 2024 вырос на 40%, до 317 тысяч рублей, а в 2025 может составить 360 тысяч рублей.
В результате, по мнению другого эксперта — операционного директора Dentro Илеза Хамурзиева, — стоимость сцепки с учетом лизинговых платежей может вырасти до 25 миллионов рублей. При таких условиях, говорит Хамурзиев, транспортные компании будут вынуждены сократить обновление автопарков и чаще использовать собственные средства.
Резкий рост ставок, по мнению Ромашевского, приведет к тому, что транспортные компании будут обновлять технику, в основном, используя собственные средства. Это, в свою очередь, может вызвать падение доли лизинга в продажах грузовиков до рекордно низких 53%. Ранее наиболее низкий показатель за пять лет был зафиксирован в 2019-м году тогда уровень доли лизинга был 68%.
Правда, с одной стороны, правительство продолжит программу льготного лизинга для отечественной техники с 10% скидкой на авансовый платеж. Но, с другой стороны, эксперты не уверены, что этого будет достаточно.