Бензин снова бьет по кошельку, а заправки повышают цены, несмотря на предупреждения властей. Национальный автосоюз предлагает поставить предел – установить потолок цен. Однако не обернется ли борьба с дорогим топливом дефицитом и падением качества обслуживания, АБН24 рассказал автоэксперт Евгений Ладушкин.

Фото: pxhere.com
Национальный автосоюз выступил с предложением ввести потолок цен на автозаправках, мотивируя инициативу необходимостью сдержать рост стоимости топлива, который в 2025 году у отдельных заправщиков значительно превысил уровень инфляции. Несмотря на рекомендации регуляторов, некоторые компании существенно подняли цены, а в ряде регионов даже ограничили отпуск топлива. По оценке НАС, отдельные участники рынка «пытаются извлечь сверхприбыль на фоне слухов о возможном дефиците топлива», подогреваемых публикациями в СМИ. Ситуация усугубляется объективными факторами: удары по нефтеперерабатывающим заводам, рост логистических затрат и повышение биржевых цен вынуждают частных владельцев АЗС избегать торговли в убыток.
«Тем временем для обычных автовладельцев качество топлива остается вопросом доверия. Отличить хороший бензин от плохого зачастую невозможно – единственным ориентиром служат крупные сетевые АЗС и проверенные заправки. Сегодня, особенно в крупных городах, ситуация с качеством топлива значительно лучше, чем двадцать лет назад, благодаря современным технологиям производства и усложнению автомобильных двигателей. Если в 1990-х заливка низкокачественного бензина приводила лишь к постепенному износу мотора, то современные двигатели, требующие строгого соблюдения стандартов топлива, могут выйти из строя практически сразу. Именно поэтому государство ужесточило требования к присадкам и составу бензина, а сами сети стараются поддерживать качество, чтобы не столкнуться с массовыми исками от владельцев автомобилей», — поделился спикер.
Однако введение ценового потолка, предупреждает эксперт, может ударить по экономике заправочных станций: при ограниченной марже АЗС начнут экономить на сервисах и дополнительных услугах. Уже сейчас еда, напитки и сопутствующие товары на автозаправках стоят недешево, а после введения ограничения их стоимость, напротив, может вырасти, чтобы компенсировать потери.
«Параллельно существует и серый рынок топлива, где действуют мелкие посредники, предлагающие топливо по сниженным ценам, чаще всего для транспортных компаний и грузоперевозчиков. Частные автовладельцы прибегают к их услугам редко – риск велик, ведь в случае поломки доказать вину продавца практически невозможно. Гарантии автопроизводителей не распространяются на использование суррогатного топлива, и расходы на ремонт двигателя ложатся на владельца. Попытки взыскать компенсацию через суд – долгие и малоперспективные», — подчеркнул собеседник агентства.
Страхование от последствий использования некачественного топлива также не имеет смысла, считает автоэксперт, страховые компании считают подобный риск неоправданно высоким, ведь поломка двигателя может быть вызвана множеством факторов – от грязного бака до неисправной топливной аппаратуры. Стоимость такого полиса была бы слишком высокой, а вероятность компенсации – крайне низкой.
Инициатива НАС по введению потолка цен на топливо, с одной стороны, выглядит попыткой защитить потребителя от спекулятивного роста цен, но с другой – несет риски ухудшения качества сервиса и стимулирования теневого оборота топлива. Проблема требует комплексного решения, которое должно учитывать не только социальные, но и технологические, экономические и правовые аспекты современного топливного рынка.