Развитие отечественных городов движется в разных направлениях — и порой они противоречат друг другу. О том, какие стратегии в ближайшие годы будут определять развитие мегаполисов и поселений, рассказала генеральный директор градостроительного бюро «Master’s Plan» Юлия Зубарик специально для редакции АБН24.

Фото: unsplash
Эксперт обратила внимание, что к настоящему моменту можно выделить пять вариантов развития событий.
Мега-агломерации
По словам спикера, такими станут сверхгорода, связанные скоростным транспортом и общей экономикой. Например, Москва–Санкт-Петербург. Уже в 2028 году планируется запуск ВСМ, что позволит перемещаться между регионами за 2 часа 15 минут.
«Это создаст единый рынок труда для 20+ млн человек. Такая связь даст импульс развитию малых городов в ареале влияния – Твери и Великому Новгороду», — отметила Зубарик.
Города-спутники
Компактные поселения, находящиеся в 30-минутной доступности от мегаполисов. Они редко имеют самодостаточную экономику, но отвечают на высокий рост урбанизации при отсутствии территориальных резервов в центральных городах. Например, Кудрово (Санкт-Петербург) и Академический (Екатеринбург). По словам градостроителя, главное, чтобы они не становились спальными районами – на двух жителей должно приходиться одно рабочее место в реальном секторе.
Города контролируемого сжатия
Порядка 80% малых городов РФ теряют население до 1,5% в год. Однако у них есть будущее, если перейти от стихийного упадка к управляемому сжатию — уплотнению инфраструктуры, переводу части территорий в «зеленые зоны», фокусу на качестве жизни вместо роста.
«Недогорода»
Это поселки или частные проекты, которые позиционируют себя как города, но без реальной экономики, транспорта и социальной инфраструктуры — всего лишь маркетинговое позиционирование.
«Их плюс – сильные сообщества, объединенные схожими интересами. Минус также есть – ограниченные возможности для полноценной жизни, минимальная инфраструктура, которая «заставляет» жителей ежедневно приезжать в город», — заявила эксперт.
Адаптивные узловые города
Это «хабы-трансформеры», как рассказала Зубарик, которые меняют размер и функции в зависимости от миграции, экономики и климата. Работают как сервисные центры для огромных территорий. Примеры таких городов: Норильск с переходом к замкнутым экосистемам и удаленной работе, Тобольск с тремя ядрами развития.
Эксперт также упоминает утопическую концепцию «Идеального города будущего», который полностью удовлетворяет все потребности человека. Это видение недостижимо, но к нему нужно стремиться. Человеческий потенциал, по мнению Зубарик, раскрывается в этой идее через самореализацию, человеческое общение и творчество с гибкими образованиями.
«Город как новая социокультурная экосистема – пространство совместной жизни с общими смыслами, ритуалами и социоактивными дворами вместо заборов, поддержкой разнообразия и архитектурой взаимодействия. Также это духовный центр, место смыслов и рефлексии, город-собор и город-медитация», — подчеркнула градостроитель.
Эксперт заключила, что при закрытии базовых нужд начинается экономика времени и внимания – переход от «работать, чтобы жить» к «жить, чтобы реализовывать» с пространствами для дарения и социального предпринимательства.