Еще недавно деньги легко уходили в потребление и недвижимость, а кредиты казались нормой жизни. Сегодня ставка ЦБ заставляет считать, копить и откладывать, но цена такой политики – замедление экономики. Где проходит граница между необходимой жесткостью и экономическим вредом, АБН24 рассказал директор Института нового общества Василий Колташов.
Фото: cbr.ru
Ставка Центрального банка остается сверхвысокой как осознанный инструмент экономической политики, направленный на возвращение смысла накоплению и сдерживание избыточного потребления. На протяжении длительного времени люди тратили деньги преимущественно на недвижимость, стремясь догнать цены, которые росли примерно на 20% в год. Вместо сбережений активно использовались потребительские кредиты, другие заемные средства и кредитные карты, что вело к необдуманным расходам и фактически исключало возможность накопления.
«В этих условиях само накопление утратило экономический смысл. Повышение ставки ЦБ этот смысл вернуло: люди вновь начали копить деньги и обнаружили, что доходность недвижимости заметно ниже доходности депозитов. Это стало важным элементом государственной экономической политики в условиях специальной военной операции. При значительных вливаниях средств со стороны правительства в экономику возникает задача не допустить их немедленного выхода в сферу потребления. Эти деньги, по замыслу, должны накапливаться и со временем направляться не на текущие расходы, а на приобретение инвестиционных товаров, включая недвижимость. В этом контексте высокая ставка остается оправданным инструментом, тем более что Центральный банк обосновывает ее уровнем инфляции», — пояснил спикер.
Вместе с тем дальнейшее повышение ставки выглядит маловероятным и едва ли уместным. Текущее замедление экономики во многом связано с высокой ставкой, однако объяснять его исключительно этим фактором, по мнению эксперта, было бы неправильно.
«Центральный банк находится под ощутимым давлением и, по всей видимости, будет постепенно снижать ставку, начиная с пикового уровня 2025 года в 21%. Снижение может составить 0,5–1 процентный пункт до конца 2025 года, а затем продолжиться и дальше. При этом ставка, вероятно, останется достаточно высокой, чтобы по-прежнему мотивировать людей к сбережениям и не допустить нового раздувания пузырей на рынке недвижимости. Эти пузыри, кстати, почти не сдулись: цены на недвижимость в среднем по стране лишь незначительно выросли и не упали в Москве, в том числе из-за участия государства через программы семейной ипотеки на покупку студий и однокомнатных квартир», — добавил Колташов.
Эксперт спрогнозировал следующее: существенного повышения ожидать не стоит, поскольку оно было бы вредно для экономики. Основной сценарий – постепенное и осторожное снижение ставки с сохранением ее на относительно высоком уровне.
