От экологии до абсурда: что не так с новым сбором на покрышки

Новый год обещает стать для автомобилистов не только годом правил, но и обязательных платежей. В перечень расходов добавляется сбор на автомобильные покрышки, который затронет практически каждого владельца машины. За что на самом деле придется платить автолюбителям, АБН24 рассказал автоэксперт Евгений Ладушкин.

колесо авто, шина, диск,

Фото: сгенерировано нейросетью Gemini Nano Banana

В 2026 году российских автолюбителей ждет очередное расширение перечня обязательных сборов, и одним из наиболее заметных станет экологический сбор на автомобильные покрышки, который по своей сути является дополнительным налогом на сам факт их приобретения.

«Все разговоры об экологии, безопасности и заботе об окружающей среде в данном случае выглядят скорее вторичным фоном, нежели реальной целью нововведения. Если внимательно разобраться в экологической составляющей, становится очевидно, что шины – далеко не единственный и не самый значимый источник загрязнения от автомобиля. Помимо пыли, образующейся при износе резины, в окружающую среду в огромных объемах попадает пыль от тормозных колодок, ведь принцип их нормальной работы напрямую связан с истиранием ради торможения. К этому добавляются утечки технических жидкостей, которые на практике встречаются даже у относительно новых автомобилей, а также негерметичный выхлоп, из-за которого выхлопные газы становятся заметно более токсичными. Однако все эти факторы в контексте «экологичности» упоминаются вскользь, как бы между делом, в то время как основной акцент делается именно на покрышках», — пояснил спикер.

При этом многие автомобилисты не выбирают шины российского производства вовсе не из-за нелюбви к отечественному производителю, а по сугубо практическим причинам. Далеко не все востребованные типоразмеры представлены в линейках наших заводов, а эксплуатационные характеристики резины – сцепление, управляемость, поведение в экстремальных режимах – нередко оставляют желать лучшего. 

«Хорошая шина, как и тормозные колодки, по определению должна стираться, но при этом эффективно выполнять свою задачу. Именно от качества резины зависит, сможет ли автомобиль выйти из заноса в критической ситуации, успеет ли вовремя затормозить и насколько уверенно он тронется зимой, когда речь идет о зимних шинах. Безопасность покрышек логично измерять уровнем сцепления с дорожным покрытием, прочностью резиновой смеси и общей управляемостью автомобиля, а не формальными экологическими показателями. Если же ставить экологию выше управляемости и «зацепа», рано или поздно может возникнуть парадоксальная ситуация, когда ездить на экологически чистых покрышках будет просто некому. В пределе можно дойти до абсурда и пересесть на деревянные колеса от древней колесницы – они действительно на сто процентов экологичны, но к современной безопасности и комфорту не имеют никакого отношения», — добавил Ладушкин.

Автоэксперт также указал на вопрос утилизации резины, который сам по себе является сложным и дорогостоящим технологическим процессом. Он одинаков для покрышек российского производства, соответствующих заявленным экологическим нормам, и для любой другой резины, независимо от страны происхождения. При этом именно в сфере утилизации в России по-прежнему сохраняются серьезные пробелы – как среди частных лиц, которые зачастую просто не знают, куда сдавать отработанные шины, так и среди компаний, формально занимающихся переработкой отходов. На этом фоне экологический сбор в 2026 году выглядит не столько стимулом к реальному улучшению экологической ситуации, сколько очередной финансовой нагрузкой на автолюбителей, которым и без того приходится учитывать все больше обязательных платежей при владении автомобилем.

Автор: Анна Тарасова

Новости партнеров