Новый год обещает стать для автомобилистов не только годом правил, но и обязательных платежей. В перечень расходов добавляется сбор на автомобильные покрышки, который затронет практически каждого владельца машины. За что на самом деле придется платить автолюбителям, АБН24 рассказал автоэксперт Евгений Ладушкин.
Фото: сгенерировано нейросетью Gemini Nano Banana
В 2026 году российских автолюбителей ждет очередное расширение перечня обязательных сборов, и одним из наиболее заметных станет экологический сбор на автомобильные покрышки, который по своей сути является дополнительным налогом на сам факт их приобретения.
«Все разговоры об экологии, безопасности и заботе об окружающей среде в данном случае выглядят скорее вторичным фоном, нежели реальной целью нововведения. Если внимательно разобраться в экологической составляющей, становится очевидно, что шины – далеко не единственный и не самый значимый источник загрязнения от автомобиля. Помимо пыли, образующейся при износе резины, в окружающую среду в огромных объемах попадает пыль от тормозных колодок, ведь принцип их нормальной работы напрямую связан с истиранием ради торможения. К этому добавляются утечки технических жидкостей, которые на практике встречаются даже у относительно новых автомобилей, а также негерметичный выхлоп, из-за которого выхлопные газы становятся заметно более токсичными. Однако все эти факторы в контексте «экологичности» упоминаются вскользь, как бы между делом, в то время как основной акцент делается именно на покрышках», — пояснил спикер.
При этом многие автомобилисты не выбирают шины российского производства вовсе не из-за нелюбви к отечественному производителю, а по сугубо практическим причинам. Далеко не все востребованные типоразмеры представлены в линейках наших заводов, а эксплуатационные характеристики резины – сцепление, управляемость, поведение в экстремальных режимах – нередко оставляют желать лучшего.
«Хорошая шина, как и тормозные колодки, по определению должна стираться, но при этом эффективно выполнять свою задачу. Именно от качества резины зависит, сможет ли автомобиль выйти из заноса в критической ситуации, успеет ли вовремя затормозить и насколько уверенно он тронется зимой, когда речь идет о зимних шинах. Безопасность покрышек логично измерять уровнем сцепления с дорожным покрытием, прочностью резиновой смеси и общей управляемостью автомобиля, а не формальными экологическими показателями. Если же ставить экологию выше управляемости и «зацепа», рано или поздно может возникнуть парадоксальная ситуация, когда ездить на экологически чистых покрышках будет просто некому. В пределе можно дойти до абсурда и пересесть на деревянные колеса от древней колесницы – они действительно на сто процентов экологичны, но к современной безопасности и комфорту не имеют никакого отношения», — добавил Ладушкин.
Автоэксперт также указал на вопрос утилизации резины, который сам по себе является сложным и дорогостоящим технологическим процессом. Он одинаков для покрышек российского производства, соответствующих заявленным экологическим нормам, и для любой другой резины, независимо от страны происхождения. При этом именно в сфере утилизации в России по-прежнему сохраняются серьезные пробелы – как среди частных лиц, которые зачастую просто не знают, куда сдавать отработанные шины, так и среди компаний, формально занимающихся переработкой отходов. На этом фоне экологический сбор в 2026 году выглядит не столько стимулом к реальному улучшению экологической ситуации, сколько очередной финансовой нагрузкой на автолюбителей, которым и без того приходится учитывать все больше обязательных платежей при владении автомобилем.
