Каждый год коммунальная инфраструктура проходит подготовку к зиме: осмотры, ремонты, испытания. Формально системы готовы почти на 100%, но почему тогда общий износ продолжает расти. Об этом специально для АБН24 рассказала заместитель председателя комитета Госдумы РФ по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Светлана Разворотнева.
Фото: pxhere.com
Коммунальная инфраструктура готова к зиме примерно на 99,9%, однако общий показатель износа продолжает расти. Подготовка к зиме включает осмотры, испытания и проверку того, что системы более-менее соответствуют требованиям эксплуатации. Это не отменяет сам факт износа, особенно в многоквартирных домах, где сети находятся в таком состоянии, что полноценные гидравлические испытания провести невозможно: чуть больше напора – и трубы рвутся. Подготовка к зиме в данном контексте означает устранение аварийных ситуаций, ремонт наружных теплосетей, закупку топлива и другие мероприятия, завершающие сезонные работы. Таким образом, готовность к зиме и высокий износ инфраструктуры – явления не противоречащие друг другу.
«Высокий износ коммунальной системы – ни для кого не секрет. Большая часть сетей была создана в советское время и постепенно приходит в полную негодность. Ремонт же зачастую проводился недостаточно качественно. Уверенности в том, что изношенная часть сможет обеспечить бесперебойное снабжение, быть не может: комиссии подписывают акты готовности к зиме, но в реальности всегда остается риск. На этот риск влияет и климат – например, начало зимы в центральной полосе было малокритичным, что снижает нагрузку на систему, но статистика аварий все равно существует», — пояснила депутат.
Кроме модернизации инфраструктуры, на надежность влияет слаженная работа органов местного самоуправления, ресурсоснабжающих и управляющих организаций. Совместные планы отработки аварийных ситуаций, предусмотренные законом о теплоснабжении и поправками последних лет, позволяют снижать последствия возможных аварий. Пример 2024 года в Климовске показал, что проблемы возникают не только из-за отказа ТЭЦ, но и из-за задержек в подаче теплоносителя управляющими компаниями, что приводит к разрывам труб и долгому восстановлению.
«Сейчас такие ситуации предотвращаются административными мерами и координацией действий, включая двухэтапное подписание актов готовности к зиме и совместные учения перед отопительным сезоном. Если авария все же случается, существует механизм перерасчета платы за ненадлежащее предоставление коммунальных услуг согласно постановлению правительства №354. Длительность периода, когда тепло предоставляется с нарушением, фиксируется актом, и в этот период плата за тепло пересчитывается. Штрафы и перерасчеты делают длительное отсутствие услуги экономически невыгодным для организаций, что стимулирует их к быстрому устранению аварий», — заключила Разворотнева.
Подготовка к зиме действительно минимизирует риски и снижает вероятность крупных аварий, но высокий износ инфраструктуры сохраняет риск непредвиденных ситуаций, и стопроцентной гарантии бесперебойного снабжения быть не может.
