С 1 сентября 2025 года жертвы аферистов смогут законно отказаться от выплаты навязанных кредитов. Как это будет работать и какие условия нужно соблюсти, специально для АБН24 рассказал член Ассоциации юристов России Ярослав Остапенко.

Фото: pxhere.com
По данным МВД, количество IT-преступлений ежегодно увеличивается, как и кредитная нагрузка россиян. Особенно уязвимой группой остаются пожилые граждане, которые часто становятся жертвами телефонных аферистов. Новый закон направлен на защиту таких заемщиков, создавая правовые механизмы для освобождения от долговых обязательств, навязанных обманным путем.
«Безусловно, данная инициатива является значимым шагом в борьбе с финансовым мошенничеством. Критерии признания кредита взятым под влиянием мошенников включают два ключевых условия: отсутствие должной проверки со стороны кредитной организации и несоблюдение «периода охлаждения» для кредитов на сумму от 50 тыс. рублей. Также обязательным условием является наличие возбужденного уголовного дела по факту хищения мошенничества. Однако пока неясно, можно ли будет освободиться от обязательств при соблюдении только одного из этих условий», — пояснил спикер.
Несмотря на возможные риски злоупотреблений, требование о возбуждении уголовного дела служит серьезным барьером для недобросовестных заемщиков. За ложный донос предусмотрена уголовная ответственность по статье 306 УК РФ.
«Суды уже сейчас освобождают заемщиков от выплат при наличии возбужденного уголовного дела о мошенничестве, однако новый закон создаст единые и прозрачные правила. Вопрос компенсации для кредитных организаций пока не рассматривается, что может стимулировать банки и МФО совершенствовать системы безопасности и тщательнее проверять заемщиков», — подчеркнул Остапенко.
В перспективе, по словам юриста, можно ожидать распространение подобных мер на другие виды финансового мошенничества, включая инвестиционные продукты, страховые услуги и электронные платежи. Государство последовательно движется в сторону усиления защиты потребителей финуслуг, и данная инициатива хорошо вписывается в общую стратегию.