В Центральной России рекордно снизились оптовые цены дизельного топлива

Весной 2025 года рынок дизельного топлива в Поволжье столкнулся с беспрецедентным дисбалансом: розничная цена на АЗС достигла 67,40 рублей за литр, тогда как оптовые сделки с НПЗ предлагают топливо по 49 рублей, а независимые посредники — по 58 рублей. Разница в 37% стала рекордной за последние десятилетия. Для сравнения: ранее разрыв между оптом и розницей редко превышал 1–3 рубля. О прогнозах рассказал основатель Группы компаний Benza, эксперт в отрасли топливораздаточного оборудования Михаил Колесников специально для редакции АБН24

1

Фото: pxhere.com

Эксперт отметил, что исторически оптовые и розничные цены на дизель колебались в узком коридоре, что обеспечивало стабильность как для поставщиков, так и для потребителей. В 2023 году и вовсе стоимость опта была зафиксирована выше розницы. Однако март 2025 года стал переломным. 

«Во-первых, сезонный спад спроса достиг пика: сельхозпредприятия, традиционно формирующие значительную долю потребления, приостановили активность в ожидании посевной. Строительный сектор и транспортные компании также сократили закупки, создав эффект «перегретого предложения». Во-вторых, экспортные ограничения, призванные стабилизировать внутренний рынок, дали обратный эффект. НПЗ, столкнувшись с избытком сырья, начали демпинговать, но розничные сети при этом сохраняют высокие цены. Причина — в механизмах государственной поддержки, искусственно сдерживающих снижение розничных цен даже при падении оптовых», — объяснил спикер. 

Фото: личный архив Михаила Колесникова

Третий фактор — кризис доверия в сельском хозяйстве. После череды неудачных сезонов аграрии вынуждены экономить на всем, включая топливо. Если раньше сельхозпроизводители закупали его равномерно в течение года, то сейчас откладывают основные объёмы на пик сезона, усугубляя дисбаланс.

«Уже к середине апреля 2025 года ситуация начнет меняться. Триггером станет старт посевной кампании. Сельхозпредприятия возобновят закупки. Параллельно отмена экспортных ограничений вернет на рынок иностранных покупателей, что подтолкнет цены вверх. Кроме того, в 2025 году значительно вырастет акциз на дизтопливо (до 10%), что также скажется на себестоимости. Если в цифрах, уже к лету литр дизеля в рознице может превысить 70 рублей, а оптовые контракты возрастут до 55 рублей», — дополнил эксперт. 

Эксперты советуют уже сейчас запасаться топливом. И такая тенденция на рынке присутствует. Транспортные компании переходят на прямые контракты с НПЗ, а небольшие автопарки предпочитают кооперацию: объединяются в закупочные пулы для получения оптовых условий. Потребители топлива рассчитываю на выгоду, которую принесут прямые поставки. 

Автор: Варвара Копысева

Новости партнеров