Инициатива о введении «российской полки» направлена на поддержку отечественного производства. Действительно ли такой закон поможет развить рынок или создаст новые сложности для бизнеса, АБН24 рассказал эксперт по ритейлу Михаил Лачугин.

Фото: АБН24
Закон уже вызвал критику со стороны отраслевых ассоциаций, она заключается в его недостаточной конкретизации и некоторой упрощенности. Инициатива направлена на поддержку отечественных производителей, однако может повлиять на динамику развития рынка.
«Во-первых, крайне неопределенно, что считать российским продуктом. Если товар произведен из иностранного сырья на иностранном оборудовании, в иностранной упаковке, можно ли его считать отечественным? Аналогично, если иностранный бренд локализовал производство в России, становится ли продукция теперь российской? Эти вопросы остаются открытыми, что значительно снижает смысл закона», — пояснил спикер.
Идея предоставления преференций одним производителям и ограничений другим, по мнению эксперта, выглядит странной. Гораздо важнее, чтобы российские компании повышали качество менеджмента и уровня продукции, а не рассчитывали на административные преимущества.
«В условиях, когда иностранные бренды с 2021 года либо покинули рынок, либо резко сократили активность, российские бренды, на мой взгляд, не сделали значительных шагов к тому, чтобы занять достойное место на полках, создать узнаваемые собственные бренды и успешно конкурировать. Решение не в квотах и ограничениях, а в развитии внутреннего потенциала, повышении стандартов и выстраивании честной конкурентной среды. Если российские производители смогут соперничать с иностранными игроками на равных без административного давления, это принесет гораздо больше пользы рынку и потребителям», — подчеркнул Лачугин.
Опасения вызывает и то, что такие квоты могут еще больше расслабить отечественных производителей. Зная, что им гарантировано место на полках, некоторые из них могут снизить усилия по улучшению качества. В итоге рынок рискует получить продукт, который не отвечает современным требованиям, что крайне нежелательно для долгосрочного развития рынка. Эксперт заключил, что закон в текущем виде не решит заявленных задач и скорее навредит развитию отечественной продукции и рынка в целом.