Российский рынок онлайн-бронирования начал стабильно развиваться в условиях отсутствия иностранных платформ. Однако западные агрегаторы планируют свое возвращение. Что это значит для отрасли и россиян, АБН24 рассказал эксперт по туризму Николай Мельник.

Фото: pxhere.com
Возвращение иностранных сервисов бронирования, таких как Booking.com, в Россию – это реальный сценарий, но с огромной оговоркой: цена их возвращения будет колоссальной. Сегодня государственная политика в отношении иностранных IT-компаний и платформ, покинувших российский рынок, предполагает, что их возвращение возможно только на жестких условиях и с выплатой значительных сумм в бюджет. Однако у таких гигантов эти деньги наверняка найдутся. И это создает реальную угрозу российскому туристическому рынку.
«Booking.com – не просто сервис, а монополист со сверхагрессивной бизнес-моделью. Это «Макдональдс» в мире бронирования: они не платят аренду, потому что сами являются магнитом для клиентов. Аналогично, Booking требует от отелей эксклюзивных условий, заниженных цен, ограничивает размещение на других площадках и буквально продавливает рынок под себя. Уже сегодня, даже при формальном отсутствии на российском рынке, в некоторых иностранных отелях цены на Booking ниже, чем напрямую или через российских операторов», — пояснил спикер.
Такой подход делает иностранные сервисы прямой угрозой российским агрегаторам. Их бизнес, развившийся в отсутствие западных компаний, окажется в уязвимом положении. Эти сервисы сегодня предоставляют россиянам кэшбэк, скидки, гибкие способы оплаты – то, чего иностранные агрегаторы не предлагают и предлагать не будут.
«Есть и технические проблемы. Сегодня россияне не могут забронировать отели через иностранные сервисы, даже находящиеся за пределами РФ: платежные системы Visa, MasterCard и UnionPay заблокированы, российские карты не принимаются, SWIFT отключен. Это делает платформу недоступной для большинства граждан. Если же сервисы вернутся, им придется адаптироваться под местные реалии – но опять же, на каких условиях», — добавил специалист.
По словам эксперта, если допустить агрегаторы обратно, он быстро отберет до 80% рынка. Деньги россиян снова будут утекать за рубеж, усиливая иностранные экономики и ослабляя российскую. В итоге пострадает не только сектор бронирования, но и внутренняя туристическая инфраструктура, которая получила шанс на развитие только после ухода крупных зарубежных конкурентов.
«Да, иностранные агрегаторы могут принести валюту и даже создать видимость роста – но это рост за счет уничтожения национального сегмента. Это краткосрочная выгода с долгосрочными разрушительными последствиями. Иностранные сервисы должны возвращаться на условиях интересных нашим компаниям, к примеру, бронь у российских агрегаторов», — заключил Мельник.
Российский рынок бронирования требует защиты. Возвращение иностранных платформ должно быть возможно только при условии полной прозрачности, локализации данных, соответствия законам РФ и реального экономического участия в развитии внутреннего туризма. Без этого их присутствие будет вредоносным.