Отечественный виски вышел в лидеры по доле продаж в России, впервые опередив импорт. Что стало катализатором изменений и каковы перспективы категории, АБН24 рассказал доцент кафедры менеджмента Президентской академии в Санкт-Петербурге и руководитель «Клуба профессионалов алкогольного рынка» Максим Черниговский.

Фото: unsplash.com / Томас Парк
В 2025 году российский виски впервые в истории потеснил импортный по доле рынка, заняв 51% от общего объема розничных продаж. Этот результат стал итогом сразу нескольких взаимосвязанных факторов, определивших резкое усиление позиций отечественного продукта.
«Прежде всего, заметную роль сыграл уход с российского рынка части международных брендов и сокращение доли параллельного импорта – с 44% в 2021 году до 24% в 2024-м. Освободившуюся нишу оперативно заняли российские производители, предложив покупателям доступный по цене и качеству альтернативный продукт», — пояснил спикер.
Ценовое преимущество стало одним из главных драйверов: российский виски в среднем на 30–50% дешевле импортного – от 600 до 900 руб. за 0,5 л против 1000–1500 руб. за аналогичный объем зарубежных марок.
«Дополнительно на рост спроса повлияла активная экспансия отечественного производства: за два года количество брендов выросло с 990 до 1281, а также расширился ассортимент. Все это совпало с трансформацией потребительских предпочтений: в условиях экономического давления россияне чаще выбирают доступный крепкий алкоголь, в том числе – локального производства», — добавил специалист.

Сегодня российский виски – выбор преимущественно бюджетных покупателей, на долю которых приходится до 70% всех продаж через крупные торговые сети. Он также находит отклик у потребителей старше 40 лет – тех, кто в 1990–2000-х годах потреблял пиво и коктейли на основе виски или рома, а теперь отдает предпочтение более крепким напиткам в чистом виде.
«Молодежь же тянется к категории благодаря низкой цене входа, начиная с 600 рублей за бутылку – хотя пока уровень лояльности к конкретным брендам в этой группе невысок. Ключевые мотивы выбора остаются простыми: цена, доступность, в первую очередь – формат 0,5 л, более привычный и удобный, чем 0,7 у импорта, а также возросшее доверие к локальным производителям на фоне патриотического тренда последних лет», — подчеркнул Черниговский.
Сама тенденция, по словам эксперта, выглядит устойчивой: в краткосрочной перспективе российские бренды продолжат укреплять позиции в сегменте масс-маркета, тогда как импорт сохранит за собой премиум-нишу – солодовые релизы, эксклюзивные бленды и коллекционные линейки. В долгосрочной перспективе возможен рост доли отечественного виски до 60–65% к 2027 году – при условии, что производители будут инвестировать в качество сырья, выдержку и технологическое развитие. Уже сегодня органолептические показатели российских марок выглядят достойно в бюджетном сегменте, но путь к конкурентоспособности в премиуме – дело времени. В то же время риски сохраняются: прежде всего это возможные рекламные и регуляторные ограничения, которые могут затормозить продвижение новых марок и замедлить рост всей категории.