С 1 сентября 2025 года импортное сырье для предприятий непрерывного цикла получит приоритет в железнодорожных перевозках по сети ОАО «РЖД».
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) разработала проект постановления, который вносит изменения в Правила недискриминационного доступа (ПНД) к железнодорожной инфраструктуре. Как сообщает «Ъ», нововведение направлено на обеспечение стабильных поставок критически важных материалов, таких как глинозем для алюминиевой промышленности и ферросплавы для производства специальных сталей.

Фото: официальный телеграм-канал Октябрьской железной дороги
Согласно проекту, импортное сырье для предприятий из утвержденного перечня непрерывного цикла будет классифицироваться по новой очереди «е1». Это даст ему преимущество перед большинством других грузов, за исключением тех, что связаны с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, указами президента, транзитом по межправительственным соглашениям, социально значимыми грузами и поставками для ЖКХ, энергетики и посевной.
В мае 2025 года правительство утвердило список из 166 предприятий непрерывного цикла, включая лидеров металлургии, химической и нефтегазовой отраслей, таких как «Русал», «Северсталь» и ЛУКОЙЛ. Как отмечают в ОАО «РЖД», новая мера позволит повысить точность планирования перевозок и обеспечит бесперебойность производственных процессов.
Особое внимание к нововведению проявил «Русал», для которого поставки импортного глинозема имеют ключевое значение. По данным компании, в 2024 году расходы на глинозем выросли на 6,9%, достигнув $2,16 млрд, из-за повышения цен на 24%. Объем закупок оценивается примерно в 3 млн тонн. Эксперты отмечают, что мера также важна для поставок марганцевых руд из Казахстана и ферросплавов для спецсталей, хотя их объемы значительно меньше — до 1,5 млн тонн.
По словам источников в отрасли, острой проблемы с поставками импортного сырья сейчас нет, благодаря высвобождению пропускных мощностей на Восточном и Западном полигонах. Однако закрепление приоритета в ПНД обеспечит стабильность даже при полной загрузке сети.
Эксперты подчеркивают, что зависимость от импорта сырья сохраняется во многих отраслях. Например, Россия импортирует ильменитовый концентрат, диоксид титана, литий, уран и марганец. По мнению аналитиков, развитие собственной добычи не всегда экономически оправдано, поэтому бесперебойная логистика остается критически важной.
Для поддержки отрасли ОАО «РЖД» до конца 2026 года предоставляет скидку 12,8% на перевозки глинозема с Дальнего Востока на станции Красноярской и Восточно-Сибирской железных дорог, а также освобождает производителей алюминия от экспортной надбавки в 8%.
Промышленники считают, что следующий шаг — создание перечня критического импорта для всех отраслей, чтобы четко определить приоритеты перевозок. Это позволит избежать перекосов в пользу отдельных производителей и обеспечит равные условия для всех участников рынка.