ФАС решает провести проверки и защитить водителей от необоснованного роста цен. Но чем больше давления на рынок, тем чаще бензин исчезает с заправок. Почему борьба за низкую цену оборачивается пустыми колонками, АБН24 рассказал эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

Фото: pxhere.com
С одной стороны, задача антимонопольной службы – не допустить необоснованного роста цен для конечного потребителя, и в теории автомобилисты должны быть благодарны за то, что цены на заправках не растут слишком резко. Однако практика показывает, что чрезмерное давление на рынок сдерживающими мерами приводит к обратному результату – дефициту топлива, прежде всего на независимых АЗС.
«Независимые автозаправочные станции не имеют собственного производства и закупают топливо исключительно на бирже, где цены в последние месяцы били рекорды, особенно на бензин марки АИ-95. В то же время вертикально интегрированные компании, которые добывают, перерабатывают и реализуют топливо через собственные сети, работают по долгосрочным контрактам и получают ресурсы напрямую от заводов. В итоге у них появляется ценовое преимущество: они могут удерживать стоимость на своих АЗС, тогда как независимые вынуждены покупать топливо дорого и продавать его дешевле под давлением ФАС, чтобы не быть обвиненными в необоснованном росте цен. Такая ситуация приводит к тому, что независимые игроки фактически торгуют себе в убыток. В условиях, когда убытки становятся хроническими, многие из них просто перестают закупать бензин и прекращают его реализацию в рознице», — пояснил спикер.
Таким образом, формируется дилемма: либо удерживать цены в рознице на приемлемом уровне, но при этом сталкиваться с дефицитом, либо позволить продавать топливо по экономически обоснованным ценам, что сохранит наличие ресурса, но приведет к росту стоимости для населения. Особенно остро это проявляется в Крыму, где помимо общей рыночной ситуации добавляются сложности с логистикой: дорогостоящее и дальнее транспортирование, перебои в доставке и даже риск повреждения топливной инфраструктуры. Здесь рост цен почти неизбежен, и попытки ФАС вмешиваться административно только усугубляют нехватку.
«Практика возбуждения дел против АЗС за «необоснованный» рост цен и предписаний о снижении стоимости усиливает осторожность бизнеса. Компании, работающие с минимальной маржой или даже на грани безубыточности, просто не готовы искусственно опускать цены еще ниже, понимая, что это путь к прямым убыткам и возможному закрытию. В результате рынок частично парализуется: кто-то временно прекращает продажи, кто-то ограничивает объемы, а конечный потребитель сталкивается либо с отсутствием топлива, либо с длинными очередями», — добавил эксперт Финансового университета.
Ключевой задачей ФАС, по мнению специалиста, должно быть не только формальное удержание цен, но и реальная оценка ситуации. Нужно понимать, действительно ли заправка пытается получить сверхприбыль в условиях дефицита, или она просто вынуждена поднять цену, чтобы не работать в минус. Если же вмешательство строится исключительно на сравнении с ценами сетей вертикально интегрированных компаний, игнорируя специфику независимых АЗС и биржевой конъюнктуры, то итогом становится не защита потребителя, а усугубление дефицита. Поэтому действовать здесь нужно «по-умному»: проверять ценообразование, выявлять реальные случаи спекуляции, но не вынуждать участников рынка работать в убыток. Только в таком случае можно одновременно сохранить доступность топлива и справедливость цен.