Калининградская область. Калининградский автоконцерн «Автотор» адаптируется к новым экономическим реалиям, создавая собственные технологические решения и расширяя модельный ряд. За три десятилетия предприятие прошло путь от пионера сборочного производства иностранных марок до самостоятельной разработки технологий.
Фото: пресс-служба «АВТОТОР Холдинг»
«Автотор» за время существования пережил непрерывные трансформации и профессиональную адаптацию к мировым изменениям. Компания сталкивалась с кризисными ситуациями в разные периоды своего существования, но продолжает последовательно преодолевать их. В 2015 году предприятие пережило уход концерна General Motors, который занимал свыше половины производственных мощностей. В период пандемии COVID-19 компания перенесла существенное падение рынка, а в 2022 году полностью лишилась западных и южнокорейских партнеров – BMW, KIA и Hyundai.
Несмотря на столь серьезные потрясения, «Автотор» не только сохранил производственный потенциал, но и существенно диверсифицировал деятельность. Предприятие заключило контракты с новыми партнерами и полностью переориентировало производство на выпуск новой продукции. Принципиально важным для руководства стало сохранение квалифицированных кадров и недопущение массовых увольнений. С развитием тенденций в мире автопромышленности, важным ресурсом все же остается кадровая составляющая, которую компания стремится не только сохранить, но и приумножить в будущем.
Председатель Совета директоров Валерий Горбунов отмечает, что за прошедшие годы компания накопила ценный опыт, позволивший создать высокотехнологичное производство в Калининграде. «Автотор» является одним из ведущих мировых контрактных автопроизводителей по числу моделей, одновременно выпускаемых на одной производственной площадке.
Сейчас с конвейера Автотор сходят автомобили нескольких китайских брендов: BAIC, KAIYI, SWM, Forthing и Jetour. За короткий период специалисты компании не только освоили выпуск более 20 новых моделей, но и начали подготовку к производству полного технологического цикла – от сварки до окончательной сборки сразу нескольких моделей.
Текущая ситуация в российской автомобильной промышленности характеризуется глубокой трансформацией после введения международных санкций. Если до 2022 года отечественный рынок преимущественно зависел от импортных комплектующих и сборочных технологий, то сегодня происходит форсированная локализация производства. «Автотор» стратегически перестроился, идя в ногу со временем и тенденциями.
Экономисты отмечают, что текущая модель импортозамещения в автомобильной отрасли принципиально отличается от предыдущих волн. Если раньше речь шла о простой замене зарубежных брендов российскими аналогами, то теперь идет процесс создания полноценных технологических цепочек. Предприятия разрабатывают собственные инновационные технологии.
Стратегическим направлением становится развитие электромобильного сектора. Компания представила собственный бренд электротранспорта «Амберавто», выпустив первую партию из 200 автомобилей модели А5. Эти машины уже формируют парк электротакси в Калининградской области. Директор Инновационно-технологического центра Владимир Чапля подчеркивает, что «за счет развития собственного производства компонентой базы и привлечения максимального количества российских поставщиков будет обеспечена высокая локализация этого продукта – на уровне 90 процентов».
Стратегия «Автотора» выстраивается по нескольким ключевым направлениям: компания активно инвестирует в собственные разработки, выстраивает партнерские связи с российскими научными институтами и технологическими центрами, идет по пути локализации производственных процессов.
В рамках специального инвестиционного контракта планируется создание 14 заводов по производству автокомпонентов. Речь идет о производстве тяговых электродвигателей, батарей, редукторов, электронных систем управления, двигателей внутреннего сгорания, автосидений, пластмасс и других критически важных компонентов.
Каждый инвестиционный проект рассматривается с точки зрения не только текущей экономической эффективности, но и стратегической перспективы развития технологического потенциала региона и страны в целом.
Еще одно инновационное направление – газомоторные автомобили. На предприятии разработана технология конвейерного производства автомобилей на метане. Уже выпущена пилотная партия на базе моделей BAIC U5 plus, SWM G01 с использованием газобаллонного оборудования, поставляемого «Газпром Газомоторные системы». Особое внимание уделяется созданию компактного транспорта, в том числе для маломобильных граждан – в октябре 2024 года предприятие представило седан с ручным управлением, переданный ДОСААФ для тестовой эксплуатации.
Еще один проект в рамках «зеленого вектора», который осваивает Автотор — «ремоторизация» –замена двигателей внутреннего сгорания на электрические, газовые или гибридные силовые установки для автомобилей, уже находящихся в эксплуатации. Директор по ремоторизации Дмитрий Чемакин заявил: «Первый образец ремоторизированного коммерческого автомобиля успешно прошел все испытания. Для серийного применения типовых решений в рамках программы ремоторизации необходима комплексная правовая поддержка. И эти вопросы также прорабатываются. Эта технология дает возможность обновить парк автотранспорта, снизить углеродный след и существенно уменьшить затраты на эксплуатацию и запчасти».
Принципиально важным является государственный подход к поддержке подобных производств. Специальные инвестиционные контракты, налоговые льготы и программы субсидирования становятся ключевыми механизмами восстановления промышленного потенциала. Для развития предприятия «Автотор» эффективно взаимодействует с государством в условиях экономической турбулентности.
Руководство уверено, что накопленный опыт многобрендового производства позволит успешно реализовать даже самые амбициозные планы.
За время существования предприятие освоило выпуск более 200 автомобильных моделей, привлекло свыше 920 млн евро инвестиций и обеспечило занятость более 30 тыс. человек (включая занятых в смежных отраслях).
Основатель компании Владимир Щербаков подчеркивает, что «Автотор» и дальше будет придерживаться главного принципа, который и раньше помогал преодолеть трудности: «Мы осваивали и совершенствовали технологию производства, создавали в сотрудничестве с партнерами новый облик автомобильного рынка страны, наращивали компетенции, внедряли и адаптировали лучшие практики автомобильного производства, которые используем сейчас. Благодаря этому продукция нашего предприятия заслужила доверие среди потребителей, уверенных в ее надежности и качестве. Мы отмечаем наш юбилей с четким осознанием, что останавливаться нельзя. И пройденный нами путь, и все, чего на нем удалось достичь, доказывает, что нашей команде по силам решение задач любой сложности».