Калининградская область. Калининградская компания Автотор планирует модернизацию и расширение производственных мощностей, чтобы сосредоточиться на производстве автомобилей нового поколения, включая электромобили и гибридные модели. Основатель компании Владимир Щербаков подчеркнул необходимость повышения автономности и локализации производства, что позволит снизить зависимость от импортных поставок.
Фото: avtotor.ru
Калининградская компания Автотор, отметившая 30-летний юбилей в ноябре, переходит к следующему этапу развития, связанного с модернизацией и расширением производственных мощностей. Основатель компании Владимир Щербаков в интервью каналу Россия 24 раскрыл планы на ближайшие годы.
Основатель Автотора сообщил, что компания намерена осваивать новые технологии и расширять производственные мощности. Это произошло после того, как производство столкнулось с рядом вызовов в 2022 году, включая разрыв сотрудничества с зарубежными партнерами, что привело к временной остановке завод. Однако уже в 2023 году предприятие возобновило выпуск автомобилей и приступило к строительству новых производственных мощностей и сформировало планы по выходу на новый уровень локализации.
Ситуация остается сложной, не все линии функционируют. Однако нельзя сказать, что производство бездействует. Компания использует это время для модернизации оборудования и переподготовки сотрудников.
В текущий момент завод производит более 20 моделей автомобилей, которые освоил в короткие сроки. Параллельно ведется модернизация и подготовка к запуску сварочных линий для выпуска машин по полному циклу. Эти изменения предполагают производство автомобилей с нуля: от сварки кузовов до финальной сборки. По словам Щербакова, производство постепенно восстанавливается, но помимо выпуска автомобилей Автотор сосредоточился на создании собственной базы для производства автомобильных компонентов. В 2023 году на новой промышленной площадке в пилотном режиме запустили работу завода электродвигателей.
Первая очередь рассчитана на производство 60 тыс. единиц в год, что станет основой для развития электротранспорта. По словам основателя компании, это позволит соответствовать современным тенденциям, таким как производство электромобилей и гибридных моделей.
Одной из главных особенностей является собственное литейное производство, известное как кастомизированное литье. Оно позволяет выпускать различные детали, включая до 40 различных отливок одновременно.
«В мире всего три таких литейных комплекса, как наш в Калининграде: один только что запущен, два находятся в стадии запуска», — отмечает Владимир Щербаков.
Компания будет производить как черное, так и цветное литье, из которого будут изготавливаться, в том числе, электрические двигатели нового типа, так называемые «три в одном». Планы включают выпуск как полностью электрических, так и гибридных автомобилей. В будущем также запланирован запуск производства двигателей внутреннего сгорания нового поколения, которых пока нигде нет. Кроме того, на калининградском заводе будут собираться роботизированные и автоматические коробки передач, а также другие важнейшие автомобильные компоненты: рулевое управление, тормозные системы, пластик, сиденья и системы выпуска отработанных газов. Также в пилотном режиме уже в ближайшее время начинается производство электронных систем управления.
«Мы создаем промышленный комплекс, работающий по принципу «ателье», который сможет изготавливать автомобили на заказ, включая выбор цвета колесных дисков, — продолжает основатель компании».
Это новая технологическая парадигма, для реализации которой предстоит внедрить новую IT-систему и активно использовать искусственный интеллект для управления производственными процессами и трудовой организацией. Это повлияет и на сам автомобиль, который будет отличаться от привычных моделей. Для этого создается технологически независимое производство, основанное на собственных разработках и лицензированных инженерных и технико-технологических решениях, которые являются интеллектуальной собственностью Автотор.
«Мы создаем с заводы с технологиями, которых в России еще не было, под производство продуктов, которых в России еще не был», – отмечает Владимир Щербаков.
«Рассуждая о технологической независимости, мы пришли к выводу, что это должна быть группа силового агрегата и все, что с этим связано. Ставку нужно делать на те направления, в которых сейчас движется мировая автомобильная промышленность: электромобили, гибриды и высокого уровня автомобили с двигателями внутреннего сгорания. Под эти задачи мы и трансформируем наше производство».
Согласно озвученным в интервью «России 24» планам, АВТОТОР планирует к 2030 году создать мощности по производству 400 тысяч автомобилей и всех перечисленных агрегатов с таким расчетом, чтобы локализация была не меньше 85%.
Дальнейшее развитие технологий и наращивание собственной компонентной базы соответствует задачам по достижению технологического суверенитета, считают в руководстве компании. Президент Владимир Путин неоднократно подчеркивал, что такая работа укрепляет независимость страны в стратегически важных отраслях.
Одним из направлений дальнейшего развития Автотор видит выпуск автомобилей, работающих на альтернативных видах топлива. Это связано с развитием технологий газомоторного и битопливного транспорта, способного функционировать как на бензине, так и на природном газе. Однако для более активного внедрения таких решений необходима соответствующая инфраструктура, подчеркнул Щербаков.
За последние 30 лет в проекты инвестировали более 920 млн евро. На производственных мощностях компании собрано более 2,6 млн автомобилей различных брендов и моделей, всего более 220. Работа на предприятиях обеспечила занятость более 30 тыс. человек, включая работников смежных отраслей. В рамках обязательств по Специнвестконтракту общий объем инвестиций в создание заводов по производству автокомпонентов составит более 70 млрд рублей.
По словам Владимира Щербакова, достигнутые результаты и запланированные проекты свидетельствуют о том, что коллектив компании готов справляться с вызовами и продолжает работать над реализацией амбициозных планов, несмотря на внешние сложности. Несмотря на непростые условия, Автотор сохраняет приверженность долгосрочным целям, делая акцент на технологической независимости и устойчивом развитии.