Калининградская область. В пятницу, 20 декабря, в Калининграде на территории предприятия АВТОТОР прошел IV Всероссийский газомоторный форум. Основной темой форума стало развитие рынка газомоторного топлива в России.
Фото: пресс-служба АВТОТОР
Мероприятие собрало представителей государственной власти, бизнеса и экспертного сообщества для обсуждения перспектив использования природного газа на транспорте. Среди участников форума — Председатель Совета директоров ПАО «Газпром» Виктор Зубков, заместитель Председателя Правительства Калининградской области Александр Рольбинов, председатель Совета директоров ООО «АВТОТОР Холдинг» Валерий Горбунов, представители Министерства энергетики и Министерства транспорта РФ. Также пригласили и участников рынка – операторов газозаправочной инфраструктуры, производителей газомоторного оборудования и транспорта на метане.
Калининград выбрали в качестве площадки форума благодаря его потенциалу в сфере использования природного газа в транспорте, как в форме сжиженного, так и компримированного газа. Кроме того, в 2025 году калининградское предприятие «АВТОТОР» планирует начать выпуск новых моделей газомоторных автомобилей, включая легковые, внедорожники и легкий коммерческий транспорт.
Одним из аспектов форума стало представление опыта «Газпрома» в газификации транспортных средств. Сегодня около 63% автопарка компании, что составляет почти 15 тыс. автомобилей, перевели на природный газ. По словам Виктора Зубкова, «за несколько лет применения газа в качестве топлива удалось сэкономить порядка 14 млрд рублей благодаря разнице в цене между бензином, дизельным топливом и метаном».
В 2024 году по инициативе «Газпрома» начался выпуск газомоторной техники для дорожного строительства, включая бульдозеры, трубоукладчики и экскаваторы. Зубков также отметил, что «до 2030 года планируется дальнейшее расширение программы перевода транспортных средств компании на газ».
Форум также затронул вопросы государственной поддержки рынка газомоторного топлива. В частности, были озвучены планы по расширению льгот для владельцев автомобилей на метане. В 33 регионах России действует льгота на транспортный налог для таких машин, а с 1 января эта мера вступит в силу в Смоленской области. Также с 2025 года введут программу субсидий на перевод транспорта на метан для ряда республик и регионов России, таких как Ингушетия, Коми, Марий Эл, Хабаровский край. Федеральные средства на возведение газозаправочных станций впервые выделят Чеченской республике, Камчатскому и Хабаровскому краям, Брянской и Рязанской областям, а также городу Севастополь.
Важным направлением в будущем станет увеличение субсидий для автопроизводителей на газомоторные автомобили. В профильных министерствах уже началась проработка вопроса о повышении этих субсидий на 30%. Дополнительно рассматривается возможность поддержки производства мобильных газозаправочных станций и компенсации затрат на приобретение и переоборудование транспорта для работы на метане.
ООО «Газпром газомоторное топливо» анализируя опыт поддержки электротранспорта, предложило внедрить аналогичные меры для газомоторного транспорта. Это может включать льготы на проезд по платным дорогам, парковку и лизинг.
В ходе форума Виктор Зубков подчеркнул важность комплексного подхода к развитию рынка газомоторного топлива в России. Он отметил, что «для роста числа автомобилей на метане необходимо создавать достаточную инфраструктуру для заправки и увеличивать объемы производства газомоторной техники». По его мнению, «в ближайшие 10 лет стоит решить задачу по развитию газового транспорта не только в автомобильной отрасли, но и на железных дорогах и водном транспорте.
Зубков предложил амбициозную задачу — «увеличить ежегодный рост автопарка на метане с 20 тыс. до 80 тыс. автомобилей». Он также отметил, что «при таком раскладе мобильные заправочные комплексы будут особенно востребованы таксопарками, сельским хозяйством и строительными компаниями».
Одной из значимых частей форума стала выставка газомоторных автомобилей, организованная компанией «АВТОТОР». На ней представили модели, которые уже выпускаются на предприятии, а также образцы, находящиеся в стадии разработки. Среди экспонатов — седан BAIC U5 Plus, который производится в Калининграде, а также кроссовер SWM G01, опытный образец которого был представлен на Петербургском международном газовом форуме 2024 года. В настоящее время этот автомобиль проходит сертификацию.
Кроме того, на выставке представили перспективный модельный ряд автомобилей, которые находятся в стадии проработки технологии по переводу на газ. Среди них — внедорожник BAIC BJ 40, пикап АМБЕРТРАК WORK и малотоннажный электрогрузовик BROCK 75 с генератором, работающим на природном газе.
В своем выступлении на IV Всероссийском газомоторном форуме Председатель Совета директоров ООО «АВТОТОР Холдинг» Валерий Горбунов отметил, что проект по созданию производства автомобилей на метане Автотор реализует в соответствии с четырехсторонним соглашением о сотрудничестве в сфере развития использования природного газа в качестве моторного топлива в Калининградской области, подписанным с правительством региона, Минпромторгом и Газпромом.
Он подчеркнул, что «АВТОТОР» стал первым производителем, освоившим выпуск газовых автомобилей в режиме конвейерного производства. Совместно со специалистами Газпрома калининградский автопроизводитель разработал и внедрил комплекс инженерных и технико-технологических решений, позволяющих выпускать газовые автомобили в режиме конвейерного производства и быстро адаптировать различные модели для оснащения их ГБО.
«АВТОТОР» и дальше планирует расширять линейку газовых моделей и формировать предложения исходя из потребностей рынка и конкретных запросов потребителей, отметил Валерий Горбунов, для этого есть квалифицированный персонал и соответствующие мощности. Но для дальнейшего развития производства и распространения автомобилей на природном газе необходимы решения по инфраструктуре и многим другим ключевым вопросам, чтобы такой вид транспорта стал более востребованным доступным для широкого круга потребителей.
«Ничего сложного в переводе транспорта с привычного дизельного и бензинового топлива на газомоторное нет. Достаточно проявить волю. У нас протяженность всего региона составляет 205 километров с востока на запад и 108 километров – с севера на юг, поэтому здесь легко можно создать всю необходимую инфраструктуру. Завод готов к участию в такой работе», – заключил председатель совета директоров ООО «Автотор Холдинг» Валерий Горбунов.
Форум организован Национальной газомоторной ассоциацией, которая на протяжении 25 лет занимается развитием использования природного газа в качестве топлива для транспорта. Мероприятие прошло при поддержке «Газпрома» и «АВТОТОР Холдинг».