Креативный кластер Арктики вышел на международную арену

Мурманская область. При поддержке Агентства развития Мончегорска в 2023 году заработал Креативный кластер Арктики, который объединил креативные индустрии Апатитов, Кировска, Мончегорска, Оленегорска, Полярных Зорь и Мурманска, но также стать его участником могут жителей всей России, так как это первый такой в России проект, работающий в гибридном формате.

1

Фото: правительство Мурманской области

Его концепцию как «технопарка» в сфере креативных индустрий, конвертирующего творческую энергию в прибыльные работающие бизнесы, разработали в 2022 году.

«Креативный кластер Арктики – это не первый кластер в Арктике, так в Мурманске есть кластер Северного дизайна, в Якутии есть креативные кластеры, например, кино-кластер и кластер ювелирного дизайна. Однако, с точки зрения модели, креативный кластер Арктики – первый не только в Арктике, но и в России «гибридный креативный кластер». Есть два классических типа кластеров – традиционный, когда есть какое-то здание, территория и в нем собирают креативный бизнес, и виртуальный – когда кластер не привязан к территории и существует только в виртуальном пространстве, метавселенной», — рассказала Регина Потехина, заместитель директора АНО «Агентство развития Мончегорска» по направлению «социально-культурная сфера».

В разработке кластера приняло участие более 500 креативных предпринимателей не только из Мурманской области, но и из других регионов России, а основой кластера стала специально создаваемая цифровая платформа.

«Мы впервые создали кластер, который объединяет локальных, местных, резидентов и удаленных, дистанционных, которые участвуют в жизни кластера дистанционно. Наш кластер не имеет привязки к какому-то конкретному зданию и уже сейчас объединяет местных резидентов из пяти городов (Кировск, Мончегорск, Апатиты, Полярные Зори, Оленегорск), при этом, в работе кластера принимают участие креаторы не только из разных регионов России, но и из Европы, Азии и даже Австралии. На наш взгляд, это абсолютно новая и прорывная модель для небольших территорий, малых и средних городов, где нет еще большого числа креативных бизнесов, а есть дефицит разнообразия и качества компетенций. Мы считаем, что наш кластер может стать модельным подходом для развития креативных индустрий и экономик на малых, удаленных, промышленных территориях», — уточнил Константин Гаранин, куратор проекта «Креативные выходные».

Сейчас участниками Креативного кластера стали не только предприниматели из Кольского Заполярья, но и других регионов страны, ведь главное условие участия – проекты должны быть реализованы в Арктической зоне РФ – Мурманской области, но откуда сам предприниматель не имеет значения.

С участниками проектов работают продюсерские команды, которые помогают пройти все этапы, в том числе вызывающие трудности.

«На первом этапе мы просто предложили всем желающим выступить в роли продюсера / продюсерского центра / продюсерской команды. В октябре начинаем обучение по программе «Продюсер креативного бизнеса», чтобы через нее отбирать тех, с кем кластер «Арктика» будет развиваться дальше. Изначально у нас были выделены ключевые направления – дизайн, реклама, новые медиа, кино и так далее, — но сейчас мы не придерживаемся строгих рамок и следуем за потребностями, интересами резидентов. Ведь задача кластера не придумывать какие-то свои активности, а способствовать развитию того, что есть или появляется. Наши резиденты, в основном, это люди с опытом, 35-45 лет, 60% женщины, 40% мужчины, со своими бизнес-проектами или большим опытом в «гаражной экономике». Это те, кто чего-то уже достиг и теперь хочет расти и развиваться еще активнее», — пояснила Регина Потехина.

Резиденты не платят за участие в кластере, в перспективе будет идти заработок для организации за счет совместных проектов.

«Пока мы финансовую помощь не предоставляем, но учим пользоваться «финансовой удочкой», то есть работать с грантами, мерами поддержки, субсидиями, заказами – мы видим свою задачу не в раздаче денег, а в формировании у резидентов навыка системного привлечения и накопления социального и финансового капитала. Тогда их бизнес будет устойчивым, растущим и масштабируемым», — объясняет Константин Гаранин.

В конце 2023 года Креативный кластер Арктики вышел на международную арену. В декабре в Казахстане прошел форум Creative Industry of Shymkent, где Креативный кластер Арктики и Управление туризма, внешних связей и креативных индустрий города Шымкент подписали меморандум о сотрудничестве.

Автор: Кристина Круглова

Новости партнеров