Мурманская область. В на прошлой неделе представители властей и крупного бизнеса из соседней посетили столицу Кольского Заполярья. Возглавлял делегацию премьер-министр Республики Беларусь Роман Головченко. Стороны заключили ряд соглашений, обсудили совместные инфраструктурные проекты и договорились о расширении экономического сотрудничества.
Фото: АБН Северо-запад
Одним из главных вопросов повестки стало внешнеторговое партнерство, которое обсудили на встрече, состоявшейся в правительстве Мурманской области сразу после прибытия делегации. Участники совещания отметили результаты работы за девять месяцев, которые прошли с момента визита в Минск губернатора Андрея Чибиса.
«Осенью мы также во время рабочей поездки в Республику Беларусь обсудили целый набор решений, которые сейчас находятся в реальной стадии выполнения», — напомнил Андрей Чибис.
Достигнутые результаты — показатель того, что между предприятиями Мурманской области и Республики Беларусь установлены прочные кооперационные связи, которые и составляют основу для дальнейшего интеграционного развития в современных условиях.
«Девять месяцев назад мы обсудили то, что необходимо сделать, чтобы вывести отношения между нашими странами на новый уровень. По итогам 2022 года достигнут рекордный показатель товарооборота Республики Беларуси и Мурманской области – 286 млн долларов с ростом к уровню 2021 года почти в три раза. Кратно вырос как экспорт Белоруссии, так и Мурманской области. Данная позитивная тенденция продолжена и в первом квартале 2023 года – объем взаимной торговли составил около 77 млн долларов и более чем в три с половиной раза превысил показатель января – марта 2022 года», — подтвердил премьер-министр республики Беларусь.
Карьерная техника
Важное соглашение подписали правительство нашего региона и компания «БелАз» — на территории Мурманской области появится сервисный центр для ремонта специализированной техники белорусского производителя.
«Сервис БелАЗ есть в Мурманской области и сейчас, но он текущий, гарантийный. Соглашение позволит увеличить глубину ремонта. К примеру, если нужно капитально отремонтировать узлы или агрегаты», – пояснил премьер-министр Республики Беларусь Роман Головченко.
Открытие сервизного центра должно стать драйвером развития промышленных предприятий региона, которые активно пользуются карьерными самосвалами и другими машинами, необходимыми на большом производстве.
«Соглашение включает в себя строительство фирменного регионального ремонтно-сервисного центра «БелАЗ» в Мурманской области, создание высокопроизводительных рабочих мест в Апатитах, а также развитие современной сферы обслуживания карьерной техники на территории региона. Кроме того, важен образовательный фактор: сегодня на базе филиала МАГУ в Апатитах состоится открытие учебной аудитории «БелАЗ»,. Здесь смогут проходить практическое обучение студенты и специалисты, эксплуатирующие карьерные самосвалы БелАЗ с использованием технических комплексов, стендов и технологий виртуальной реальности», – рассказал Андрей Чибис.
Это соглашение стало результатом прошлогоднего визита делегации из Заполярья в Беларусь. Оно также предусматривает совместную деятельность в сфере экологической политики и социальной сферы.
«Как и для многих отечественных производителей, закрытие внешних рынков и ограничения на покупку отдельных комплектующих стали для нас хорошей встряской. Нам пришлось оперативно адаптироваться к новым вызовам. И, полагаю, что это неплохо у нас получилось. На сегодняшний день, помимо классических дизельных самосвалов, БЕЛАЗ готов предложить карьерные самосвалы с различными техническими решениями и видом топлива, в частности, самосвалы, работающие на сжиженном природном газе, дизель-троллейвозы, технику на аккумуляторных батареях и с гибридной схемой работы, чтобы наш клиент смог выбрать наиболее оптимальное решение под свои требования», — поделился успехами гендиректор ОАО «БелАЗ» Сергей Никифорович.
Пассажирский транспорт
Не только на промышленных предприятиях пользуются белорусской техникой. Десятки троллейбусов ежедневно курсируют по улицам областного центра и больше сотни автобусов перевозят пассажиров по Мурманску и области — это тоже детище производителя республики Беларусь. В планах — замена старой техники на новую и увеличение количества пассажирского транспорта.
В 2022 году АО «Электротранспорт» заключил договоры с АО «МАЗ» на поставку автобусов и троллейбусов, в 2023 году планируется приобретение 15 троллейбусов «Белкоммунмаш».
До Минска за три часа
Впервые за три десятка лет из заполярной столицы в столицу республиканскую вылетел самолёт — пассажиры добрались за два часа сорок минут без пересадок. Возобновление прямого авиасообщения — тоже результат сотрудничества.
Рейсы будут выполняться под вторникам, а при наличии большого спроса их количество может быть увеличено.
«Еще одно направление – поставка лифтового оборудования. У нас большие планы, готовы принять участие в оснащении нового терминала Аэропорта «Мурманск», — заявил премьер-министр Белоруссии.
Наука и культура
В культурной и научной сферах тоже установлены давние партнёрские отношения. Недавно артисты из детской театральной школы Мурманска выступили на сцене Белорусского государственного академического театра юного зрителя с со спектаклем «Дети военного Мурмана». Театры Беларуси также активно принимают участие в фестивалях нашего региона.
Что касается научной составляющей: вузы Заполярья охотно сотрудничают с братским государством.
«Мурманским арктическим государственным университетом в целях развития научной деятельности по разработке, производству беспилотников подписан договор о сотрудничестве между Республиканским унитарным предприятием «Научно-производственный центр многофункциональных беспилотных комплексов Национальной академии науки Беларуси», — рассказал глава региона.
Гости на производстве
Обязательная часть программы — посещение производственных площадок Заполярья. Делегация Республики Беларусь осмотрела ряд производственных площадок.
Гости оценили масштабы Центра строительства крупнотоннажных морских сооружений ПАО «НОВАТЭК» в Белокаменке, специализированного терминала по перевалке минеральных удобрений «Тулома», осмотрели площадки строительства комплекса перегрузки угля порта «Лавна».
С борта катера гостям продемонстрировали преимущества акватории Кольского залива и места возможного расположения терминала для перевалки белорусских экспортных грузов, проект создания которого прорабатывается в рамках визита. А на морском вокзале Мурманска делегация побывала с экскурсией на борту первого атомного ледокола «Ленин».
Следующей точкой посещения стал ситуационный центр Штаба морских операций ФГБУ «ГлавСевморпуть». Белорусской делегации рассказали о работе предприятия, обладающего единственным в мире атомным ледокольным флотом.
Торговля, наука и гуманитарное сотрудничество
Второй день визита начался с заседания рабочей группы под руководством заместителя губернатора Мурманской области Ольги Кузнецовой и председателя Минского городского исполнительного комитета Республики Беларусь Владимира Кухарева с участием представителей правительства и бизнеса двух сторон.
«Республика Беларусь традиционно является основным внешнеторговым партнером Мурманской области, занимая первое место среди стран Евразийского экономического союза. Можно с уверенностью сказать, что уже проделана большая совместная работа – состоялись крупные поставки автобусов и троллейбусов в Мурманскую область, а также специальной техники, запущены прямые рейсы по маршруту «Мурманск – Минск», происходит инициативный обмен опытом между Министерством здравоохранения Мурманской области и Комитетом по здравоохранению Минского городского исполкома, активно развивается сотрудничество между мурманскими и белорусскими университетами, проходят совместные мероприятия творческих и общественных организаций Мурманской области и Республики Беларусь», – рассказала Ольга Кузнецова.
Вице-губернатор отметила, что основная доля поставок в структуре экспорта из Мурманской области в Республику Беларусь приходится на цемент, корма для животных, растительные и животные жиры и масла, минеральные продукты, рыбу и рыбную продукцию.
В планах у сторон — укрепление сотрудничества в сфере поставок коммунальной техники и транспорта для пассажирских перевозок и наращивание взаимодействия в сфере лёгкой промышленности.
Республика Беларусь, в свою очередь, готова оказать содействие в дорожной отрасли.
«Во всех вопросах с Мурманской областью мы находим точки соприкосновения, они решаются. Есть полная поддержка со стороны организаций и бизнеса. Уверен, что мы сможем совместными усилиями в кратчайшие сроки проработать все эти вопросы, ведь наша главная задача – сделать все, чтобы люди жили комфортно», – заявил Владимир Кухарев.
После заседания стороны подписали пять важных документов, регламентирующих дальнейшее сотрудничество. Среди них – меморандумы о возможной закупке автобусной и троллейбусной техники, договоры на поставку товаров и техники, а также соглашение о поставке запчастей.
«Мы с коллегами обсудили наши перспективные новинки, то, что мы сегодня разрабатываем, то, что нужно городу, в чём есть точки роста совместного сотрудничества», — поделился планами генеральный директор ОАО «МАЗ» Валерий Иванкович.
Ранее АБН Северо-Запад сообщало о том, что Мурманская область заключила пять соглашений с Республикой Беларусь.