Закрыть

Мурманский транспортный узел помог ОЖД нарастить перевозки

Мурманская область. Мурманский морской торговый порт называют старшим братом Мурманска, потому что сначала появился он, а уже потом – последний город Российской империи. Но также раньше, чем столицу Кольского Заполярья, построили и железную дорогу.

1

Фото: rzd.ru

Именно американские рельсы и составляющие стрелочных переводов стали первым грузом в истории порта Мурманск – их через Кольский залив доставил 1 сентября 1915 года шведский пароход Drott.

Несмотря на то, что долгие годы Кольский полуостров считался логистическим тупиком, сейчас этот термин отошел в тень из-за нового масштабного проекта – Мурманского транспортного узла, где железная дорога играет одну из ведущих ролей. Ко Дню железнодорожника, который в России отметят 6 августа, в Мурманске прошла встреча с участием руководства региона и коллектива Мурманского территориального управления Октябрьской железной дороги. Она же стала частью регионального форума социальной ответственности и партнерства по подведению итогов выполнения обязательств коллективного договора ОАО «РЖД» на 2023 – 2025 годы и отраслевого соглашения по организациям железнодорожного транспорта в границах Октябрьской железной дороги за первое полугодие 2023 года.

«Развитие Крайнего Севера началось со строительства железной дороги, которую проложили в рекордные сроки – всего за 1,5 года. В Мурманской области железнодорожный транспорт имеет особое значение, обеспечивает функционирование всех крупнейших предприятий и портов региона. Большую важность он имеет и летом, ежегодно перевозя тысячи северян к местам отдыха. Каждый из вас вносит свой вклад в развитие железнодорожного транспорта и его бесперебойную работу», — отметил на встрече губернатор Мурманской области Андрей Чибис.

Фото: gov-murman.ru

О том, как воплощается в жизнь проект Мурманского транспортного узла, глава региона показал президенту Владимиру Путину во время его рабочей поездки в регион в июле этого года.

«Мурманский транспортный узел то строился, то замораживался. Но сейчас он находится в активной фазе. Президент был впечатлен увиденным, сказал, что ждет достройку. Федеральное финансирование составляет 37,7 миллиарда рублей. Реализация проекта позволит увеличить грузооборот с 6 до 80 миллионов тонн, и это сдержанные оценки. Без железной дороги развития бы не было», — добавил Андрей Чибис.

Важность этой артерии для Кольского полуострова наглядно показало ЧП 2020 года. Когда рухнул мост на перегоне между станциями Кола и Выходной, железнодорожное сообщение с Мурманском прервалось, так как по этой ветке шли пассажирские и грузовые составы, в том числе с мазутом, удобрениями, продовольствием. Для многих предприятий это обернулось многомиллионными убытками.

При тесном сотрудничестве РЖД, правительства региона и Минобороны сначала построили альтернативную дорогу, а затем восстановили переправу. Сейчас в регионе, несмотря на все трудности, вызванные пандемией коронавируса и антироссийскими санкциями, наращивают темпы грузооборота. За минувший 2022 год на железнодорожных станциях в Мурманской области обработали свыше 29 миллионов тонн различных грузов.

Как отметил заместитель начальника Октябрьской железной дороги по Мурманскому территориальному управлению Игорь Поликарпов, за 6 месяцев 2023 года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года погрузка на Мурманском регионе Октябрьской железной дороги увеличилась на 9%, а выгрузка – на 24%. В целом грузооборот увеличился на 6,5%. 

15 января 2023 года компания установила рекорд по суточной выгрузке навалочных грузов на станции Мурманск Октябрьской железной дороги — 808 вагонов. Предыдущий  суточный максимальный показатель зафиксировали в марте 2019 года — 800 вагонов.

«Достичь рекордных объемов выгрузки на станции Мурманск удалось за счет слаженной работы всех служб дороги, обеспечивающих бесперебойное функционирование Мурманского транспортного узла и подходов к нему, накопления грузовой базы и задействования маневровых резервов станции», — отметил начальник Октябрьской железной дороги Виктор Голомолзин.

Фото: phosagro.ru

Крупнейшим клиентом ОЖД является АО «Апатит». Объемы погрузки за 5 месяцев 2023 года составили  почти 6,5 миллионов тонн. Суммарная доля погрузки всех филиалов АО «Апатит» составляет 16% в общей погрузке дороги.

«В прошлом году совместно с «ФосАгро» мы разработали интегрированную схему организации движения грузовых поездов по расписанию на территории Октябрьской магистрали. Она охватывает все элементы логистики производственного цикла нашего партнера, по принципу «треугольника» порт-рудник-завод. Технология позволила увеличить скорость проследования на 27% и, как следствие, сократить время в пути на 3,5 суток», — сообщил Виктор Голомолзин.

Сейчас РЖД активно ведет сразу несколько строек в Мурманской области. В их числе – подъездные пути к будущему угольному порту «Лавна», это 49 километров, семь искусственных сооружений, в их числе самый крупный мост через реку Тулому.

Как отметил представитель подрядчика, заместитель генерального директора по перспективным проектам «Ямалтрансстрой» Глеб Моногаров, железнодорожный мост через Тулому, по которому поезда пойдут по верхним пролетам, строить сложнее, чем Крымский. В активной фазе находится работа по усилению железнодорожных подходов к портам Кольского Заполярья и увеличения пропускной и провозной способности линии Волховстрой – Мурманск. Завершить строительство путей и реконструкцию станций планируется к концу 2024 года. 

Также в ходе форума озвучили данные о пассажирских перевозках, в которых показатели, как и в грузовых, выросли. Уже перевезено на 4 тысячи больше северян по отношению к соответствующему периоду 2022 года (348 тысячи пассажиров). На поездах Мурманского направления продолжается обновление подвижного состава. Осенью 2020 года поезд № 21/22 сообщением Мурманск – Санкт-Петербург стал двухэтажным, полностью сформированным из вагонов нового поколения. Развиваются и туристические направления.  

ОАО «РЖД» является также одним из крупнейших налогоплательщиков региона,  за I квартал 2023 года бюджет Мурманской области получил от компании более 370 миллионов рублей.

Автор: Кристина Круглова

Новости партнеров