Модернизация рыбного порта Мурманска обойдется в миллиарды рублей

Мурманская область. Около месяца назад завершилась юридическая процедура по передаче 100% акций Мурманского морского рыбного порта (ММРП) в государственную собственность. Решение о национализации принял Арбитражный суд Мурманской области, бывшим собственникам не удалось его обжаловать в вышестоящих инстанциях. Новое руководство признает, что стратегически важное, в том числе и для оборонного сектора, предприятие сейчас находится в крайне удручающем состоянии.

1

Фото: mmrp.ru

Об этом говорят и цифры. По актуальным данным, ММРП по рыбоперегрузке работает на 45,7% от своей полной мощности. Генеральный директор Александр Громов, возглавивший предприятие в июне 2023 года, отмечает, что фактически вся материально-техническая база порта, причальные линии и подъездные пути нуждаются в срочном обновлении.

«За последние годы были потеряны многие активы, одна из главных задач – вернуть их. Сейчас идет активная работа в юридической плоскости», — сообщил Александр Громов.

На данный момент готовится комплексный план модернизации рыбного порта. В июле его должны были представить администрации президента. Степень готовности документа руководство предприятия не комментирует, но известно, что после его утверждения планируется привлечь не только государственные, но и частные инвестиции. Речь идет о миллиардах рублей.

«Однозначно будем проводить дноуглубительные работы, модернизировать причалы. По ним мы планируем совместную работу с «Нацрыбресурсами». Идет работа по крановому хозяйству: три крана находятся в высокой степени готовности, четвертый – тяжелый кран – в процессе.  Мурманский морской рыбный порт важен, когда говорят о Северном морском пути. Но с отправкой грузов на Дальний Восток сейчас сложно, нужна проработка, что надо отправлять туда и поставлять обратно, чтобы была двойная загрузка», — объяснил Александр Громов.

Фото: mmrp.ru

По его словам, глубокая проблема существует и с поставками в западную часть России. На пути из Мурманска в Санкт-Петербург и Москву есть одноколейная дорога, реверсивное движение существенно останавливает поток. Помимо этого в Мурманск идет много так называемых минеральных грузов: уголь, удобрения, селитра и  так далее, что тоже тормозит процесс», — отметил гендиректор предприятия.

С национализацией порта появились острые углы во взаимоотношениях компаний, которые используют ресурсы предприятия. В частности, холодильники: они получили статус активов, переданных прежним руководством аффилированным лицам на заведомо невыгодных для порта условиях, поэтому начался процесс их возвращения.

«Третий холодильник сейчас числится за портом, но номера для экспорта рыбной продукции – я говорю о еврономере и китайском — находятся у прежних владельцев. Пятый холодильник целиком за ними», — пояснил генеральный директор.

Прежние владельцы уведомили клиентов, чтобы те забрали продукцию из холодильника №3, из-за чего рыбному порту пришлось отдельно и даже публично обращаться к компаниям с заверениями, что работа по хранению рыбы продолжится в прежнем формате и искать новые холодильные камеры не нужно.

Стоит отметить, что до национализации 99,99% акций АО «ММРП» принадлежало АО «Зевс». В свою очередь 88,3% акций АО «Зевс» находились в залоге у компании «Нью Миллениум Групп Лимитед», которая в 2020 году приобрела права требования по договорам займа и залоговые обязательства у компании «Гермес Инвестментс энд Трейдинг Пте. Лтд.». Выступая за передачу порта государству ФАС России подчеркивало, что  рыбный порт фактически находится под контролем группы лиц с участием иностранного инвестора в лице компании «Гермес Инвестментс энд Трейдинг Пте. Лтд.».

Фото: пресс-служба Федерального агентства по рыболовству

Со стороны представителей рыбной отрасли неоднократно звучало мнение, что передача ММРП в частные руки  — ошибка. Сейчас мнение компаний новое руководство обещает учитывать.

«Мы ведем работу и конструктивный диалог с рыбопромышленниками и компаниями, администрацией и всеми, кто так или иначе задействован в процессе реконструкции, реорганизации и транспортных путей, и самого порта, и всей инфраструктуры. На одном из совещаний с рыбаками я задал вопрос, что вы хотите видеть в порту, на что обратить первоочередное внимание. Мы говорили, что буквально к осени весь наш рыбопромышленный флот вернется в Мурманск, потому что закрылись  ставшие традиционными за последнее время площадки в Норвегии, на Фарерских островах, в Исландии. Соответственно, мы должны по максимум быть готовы»,  — уточнил Александр Громов.

Одно из главных пожеланий рыбаков – сделать порт готовым для принятия и разгрузки крупнотоннажных судов. Также порт планируют сделать базой для судоремонта, с которым сейчас в Мурманской области стоит острая проблема.

Автор: Кристина Круглова

Новости партнеров