Мурманская область. Аэропорт «Мурманск» сейчас проходит через две реконструкции, которые должны завершиться одновременно. Регион получит свою крупнейшую гражданскую воздушную гавань обновленной, что важно с учетом растущего турпотока. Но во время реализации проектов обнаружились проблемы. Об этом – в материале «АБН24».
Фото: «АБН24 Северо-Запад»
Первый самолет аэропорт «Мурманск» принял в мае 1976 года, а торжественное открытие состоялось в июле. Аэровокзал состоял из одного двухэтажного здания, рядом – взлетно-посадочная полоса. Тогда этого хватало с учетом текущего пассажиропотока – порядка 630 тыс. человек в год.
Сейчас показатель более чем в два раза больше: 1,4 млн человек в 2023 году. И существующие залы ожидания с такой нагрузкой не справляются, особенно, если происходит задержка рейсов.
Поэтому первая реконструкция касается строительства нового аэровокзального здания рядом с уже существующим. Финансирование идет за счет средств оператора – компании «Новапорт», на старте речь шла о 2,9 млрд рублей, но в дальнейшем сумма стала расти (последняя обозначенная стоимость – 3,9 млрд рублей). Этот проект идет по плану.
«Контрольные точки не сдвигаются – сдача намечена на первое полугодие 2025 года. Подрядчиком ООО «Спектрум Холдинг» мы довольны, он себя хорошо показал во время работы над аэропортом во Владикавказе, сейчас также работает в Улан-Удэ, в перспективе – Магадан (Северный)», — рассказал генеральный директор аэропорта «Мурманск» Алексей Сунденбан.
Если нынешнее здание воздушной гавани рассчитано на пассажиропоток в размере 200 пассажиров в час, то новое ориентируется на показатели в 400 человек в час. Как будет функционировать первый аэровокзал после постройки нового, пока открытый вопрос. Его планируют отвести только под международные перевозки, сохранив пограничный контроль, но при условии, что изменится ситуация с воздушным сообщением (в 2023 году за границу из Мурманска можно было улететь только в Республику Беларусь и Турцию).
Вторая реконструкция – аэродромного комплекса — идет уже за счет федерального финансирования, заказчиком стала «Росавиация» (представитель — «Ространсмодернизация»). Работы начались летом 2023 года, и вот здесь и возникли трудности. Дело в том, что участок, где сейчас находится аэропорт, сложный – есть скала и торфяники. Когда в советские годы выбирали площадку, то решили, что проще будет начинать стройку не с нуля, а взять в разработку запасной аэродром. И здесь до сих пор есть и гранит, и торф, ведь полностью территорию не задействовали.
Из-за этого пришлось заново проводить геологические изыскания. Подрядчиком выступает компания «Промстройсервис».
«Возникли некие проблемы, происходит задержка, сейчас на уровне правительства этот вопрос решен, заканчивается стадия новых изысканий, будут пытаться работать по контрольным датам, и к концу 2024 года максимально обеспечить выполнение задачи. В реконструкцию аэродромного комплекса вошло все новое периметровое ограждение с новой патрульной дорогой вокруг, система технических средств охраны (тепловидение, видеонаблюдение, освещение), строительство аварийно-спасательного здания, увеличении мест стоянок до пяти. Сдача аэровокзального комплекса подразумевает под собой два телетрапа», — уточнил Алексей Сунденбан.
Официально про то, что федеральная реконструкция может затянуться, пока не говорят, как и про то, насколько она удорожает. При запуске проекта сметная стоимость, согласно заключению экспертизы, составила 4,145 млрд рублей.
После преображения аэропортового комплекса «Мурманск» сможет принимать широкофюзеляжные самолеты, на участке между существующими северным и центральным перронами аэропорта предусмотрено устройство нового покрытия, обеспечивающего эксплуатацию воздушных судов типа A-321, В-737-800, Ил-76, Ту–204-100.
Ранее, через реконструкцию прошла привокзальная площадь, ее сдали в 2020 году, работы обошлись в 300 млн рублей. Этап стал частью генерального плана реконструкции аэропортового комплекса.