Построить универсальный порт в Мурманске могут за 4 года и 20 млрд рублей

Мурманская область. На стратегической сессии в рамках создания мастер-плана для Мурманской агломерации, как опорного населенного пункта Арктической зоны РФ, руководство Мурманского морского рыбного порта выступило с предложением создать универсальный морской порт. «АБН24» узнало подробности предлагаемого проекта.

1

Фото: «АО ММТП»

В 2023 году 100% акций рыбного порта перешло к государству – иск в суд инициировало УФАС России после того, как оказалось, что к экономическому управлению стратегически важным для обороны и безопасности страны предприятием допустили иностранные компании. Сейчас новое руководство порта судится с бывшими владельцами из-за вывода активов.

Базой для универсального порта должен стать грузовой Северный район, который на данный момент практически не функционирует (рыбаки используют его только для отстоя небольших судов и перегрузки рыбы собственными силами рыбопромышленных компаний). Десятилетиями этим портовым районом не занимались, из-за чего не обновляемая с советских времен инфраструктура пришла в критически плохое состояние.

«Перед нами стоит задача по развитию перегрузочных мощностей, в том числе по перевалке иных грузов, не только рыбной продукции. Северный район – это 34 гектара территории в центре Мурманска со старыми изношенными мелководными причалами, которые были построены еще в 1970-х годах. Их нынешнее состояние не позволяет использовать грузоподъемное оборудование. Также здесь находится много неиспользуемых аварийных зданий», — рассказал «АБН24» заместитель генерального директора по эксплуатации АО «Мурманский морской рыбный порт» Андрей Бородин.

Рыбный порт выступил на стратсессии с инициативой демонтировать старые причалы, засыпать существующий мелководный ковш и сформировать новую причальную линию длиной более 800 метров с глубинами от 14 метров и более. Дноуглубление  в этой части залива потребуется лишь местами, так как здесь хорошие естественные глубины. Также одно из направлений реконструкции – восстановление железнодорожного подъездного пути.

В итоге территорию Северного района расширят до 51 гектара (что сравнимо с площадью Мурманского морского торгового порта), на которой можно будет реализовать любой терминальный перегрузочный комплекс.

Об обновлении Северного района много лет говорили сами рыбаки, которые видели, во что превращается эта территория порта – фактически не приносящую доход, ее сравнивали с декорациями для фильмов ужасов. Как сообщили представители профильных компаний в частном разговоре с «АБН24», прежнее руководство рыбного порта не планировало масштабной перестройки Северного района, сосредоточившись на Южном. И не прислушивалось к инициативам, которое выдвигало сообщество.

«Это боль для порта, рыбаков, города. И при текущем состоянии Северного района говорить о каких-либо инициативах по развитию Мурманского транспортного узла, конечно, можно, но эти планы не будут комплексными. Поэтому это одна из первоочередных задач, важная с точки зрения геополитики. Сейчас грузы идут через северо-западные порты, например, Балтика, южные порты – Новороссийск, еще Дальний Восток и, конечно, Арктику. Особенность северо-западных и южных портов  в том, что там есть проливы, а, значит, и риски каких-либо ограничений. На Дальнем Востоке и Арктике таких рисков нет из-за прямого выхода в океан. Поэтому, на наш взгляд, развитие арктически портов как точек входа для внешнеторговых грузов, имеет существенные перспективы. При этом в Мурманске, как крупном торговом узле, на данный момент нет ни одного доступного универсального порта. Торговый порт проектировали как универсальный, но сейчас он стал монопортом, основная часть принимаемых грузов — уголь», — уточнил Андрей Бородин.

Универсальный порт сможет работать и с рыбной продукцией, и удобрениями, и контейнерами, навалочными экологически чистыми грузами, зерном. Все это считают важным моментом развития Северного морского пути. В 2023 году на совещании с главой Росрыболовства  Ильей Шестаковым в Мурманске обсуждали планы по развитию судоремонта в Мурманске на фоне политики Норвегии и других стран, которые закрыли свои порты для наших судов. Одной из площадок был предложен рыбный порт, однако Северный район под судоремонт не будет заточен.

«Есть проект судоремонтного комплекса на угольной базе, сейчас он в проработке», — объяснил Андрей Бородин.

Необходимые инвестиции в  проект оценивают на предварительном уровне 20 млрд рублей со сроком окупаемости в 10 лет. Финансирование предполагается как из государственных источников, так и со стороны частных инвесторов.

«Мы считаем, что если будет поддержка, то такой проект можно реализовать за 3-4 года. Законодательные схемы уже есть, например,  программа комплексного развития территорий», — отметил собеседник нашей редакции.

Если проект создания универсального порта войдет в мастер-план, то его будут защищать перед президентом.

Автор: Кристина Круглова

Новости партнеров