Мурманская область. Последние пять лет трансформационные процессы в Мурманской области определял стратегический план «На Севере – жить!». Изначально он был рассчитан на плановый период до 2030 года, но в 2024-м его решили обновить с учетом изменившегося контекста.
Фото: Telegram-канал Юрия Сердечкина
Помимо экспертов участие в процессе приняли жители Мурманской области – это свыше 25 тысяч человек, от которых поступило порядка 75 тысяч предложений, также прошли 30 территориальных и отраслевых стратегических сессий, где 1300 участников внесли более 4 тысяч предложений.
Главные цели стратегического плана обозначены как сохранение численности населения и рост доходов людей и бюджета.
«Рост доходов не возможен без здоровой сильной экономики стратегического региона Арктики. И наша задача – обеспечивать реализацию проектов, которые важны для всей страны. Ключевая задача – использовать конкурентные преимущества региона и лоббировать важные решения для реализации проектов. Мы ставим перед собой амбициозные показатели в условиях санкций, высокой ключевой ставки, рискованных рынков. Честно скажу, что это очень сложная задача», — отметил губернатор Мурманской области Андрей Чибис.
До 2030 года инвестиции в Кольское Заполярье запланированы на уровне не менее 2 трлн рублей, рост производительности труда должен составить 30%, а на рынке труда хотят создать порядка 15 тысяч новых рабочих мест. Акцент в экономическом развитии будут делать на опорные агломерации Арктической зоны РФ, каких в Мурманской области три: Мурманская, Кировско-Апатитская и Мончегорская, в них живет свыше 70% от населения региона.
«Это не значит, что мы не будем заниматься другими городами, но на агломерации – экономический акцент. Так, реперные точки Мурманской агломерации – это логистика (развитие порта, Мурманского транспортного узла), судоремонт, рыбная промышленность и новая отрасль, которая появляется благодаря решению о газификации Мурманской области, это производство сжиженого природного газа», — добавил Андрей Чибис.
В Кировско-Апатитской агломерации экономическую ставку делают на развитие рудно-сырьевой базы, горнолыжного курорта, наукограда в Апатитах, строительство новой атомной станции в Полярных Зорях, новое направление – создание федерального спортивно-тренировочного центра для подготовки сборных. В Мончегорской агломерации акцент на металлургии – добычу кобальта и никеля (до 95% от общего объема добычи в стране), создание индустриального парка, центра локального туризма и появление новой отрасли в России, до этого отсутствовавшей, – создание производства активных катодных материалов на базе Кольской ГМК.
«Не скрою, была серьезная работа, этот завод должен был появиться в другом месте, но благодаря активной работе с руководством страны было принято решение, что такое производство создадут именно на территории Мончегорска», — уточнил глава региона.
В сфере логистики, помимо развития Мурманского транспортного узла с увеличением его пропускной способности до 110 млн тонн грузов в год, планируют модернизацию и расширение инфраструктуры «Атомфлота», создание терминала по перевалке минеральных удобрений, многофункционального перегрузочного комплекса для белорусских грузов, реализацию проекта «Северный морской транспортный коридор. Западный транспортно-логистический узел», базы берегового обеспечения арктических шельфовых проектов, поэтапный перенос перевалки угля из центра Мурманска на западный берег Кольского залива, реновацию рыбного порта, развитие портов Кандалакши и Витино.
Минерально-сырьевой центр усилится за счет развития производства стратегически важных металлов (никеля, кобальта), разработки крупнейшего месторождения лития, сохранения и развития существующих производств («Еврохим», «ФосАгро», «Северсталь», «Норникель», «Акрон», Ловозерский ГОК, рудник в Заполярном), создания Центра аддитивных технологий (судоремонт, жилищное строительство), активизации геологической разведки, развития производств стройматериалов и беспилотных авиационных систем.
Судоремонтный комплекс восстановят за счет модернизации 10 СРЗ, новых проектов с ГТЛК и S7, а также строительства судоверфи.
«Мы бьемся за то, чтобы у нас появились не только мощности по судоремонту, но и судостроению. Прошло первое заседание Морской коллегии, и мы определили потенциальное место в регионе для судостроения. Потребность на уровне страны в судах, не военных, а гражданского флота, очень высокая. Также отмечу проект газификации региона, для это такой перелом, другой уровень уклада нашей экономики», — пояснил Андрей Чибис.
При разработке «На Севере – жить!» учли тему международного сотрудничества и акцент на поиск надежных партнеров, в том числе разворота вектора на Восток и Юг. Так, иностранных инвесторов планируют привлекать для реализации инфраструктурных проектов, другие страны помогут улучшить транзитные возможности Севморпути.