Санкт-Петербург. Интервью с новым директором организации
Фото: Центр поддержки экспорта Санкт-Петербурга
За плечами Артёма Владимировича больше 15 лет опыта: он занимался стратегическими разработками, проектным и региональным управлением и, конечно же, экспортом. В феврале Артём Владимирович занял пост руководителя Центра поддержки экспорта Санкт-Петербурга. Какие изменения планируются в работе Центра? И как именно буду помогать петербургским предприятиям в условиях санкций, когда многие рынки фактически закрылись для российских товаров? На эти вопросы Артём Калошин ответил лично.
Расскажите немного о вашем опыте работы — чем вы там занимались до прихода в Центр поддержки экспорта?
С 2008 по 2016 год я работал в Фонде «Центр стратегических разработок «Северо-Запад», там я и обрёл первый практический опыт. Начинал с должности аналитика и вырос до должности руководителя проектного управления. В перечень моих обязанностей, как руководителя проектного направления, входило управление проектами, связанными с региональным развитием: к примеру, территориальные инновационные кластеры.
ЦСР Северо-Запад консультировал регионы по вопросам формирования инновационных кластеров, помогал выстраивать эффективную коммуникацию между предприятиями, которые находились на территории данных кластеров. В частности, мы активно работали с кластером ядерно-космических технологий города Железногорска в Красноярском крае и кластером инновационных технологий города Сарова в Нижегородской области. Также я отвечал за проекты Фонда, связанные с формированием региональных программ и стратегий.
А после Фонда был бизнес, правильно?
Да. Последние семь лет до прихода в Центр поддержки экспорта я работал в машиностроительном бизнесе – производство специального инженерного оборудования. С 2016 по 2020 год я трудился на прибалтийскую компанию, завод находился в Латвии, в Риге.
В зону моей ответственности входила разработка среднесрочной стратегии развития компании, налаживание бизнес-процессов внутри компании, а также поиск дистрибьюторов в Европе и на Ближнем Востоке и выстраивание долгосрочных отношений по поставке производимого оборудования в различные страны.
А с 2020 года я переориентировался полностью на российский рынок: развивал проект, связанный с похожим оборудованием, но уже в Петербурге. В начале текущего года мне поступило предложение возглавить Центр поддержки экспорта. Мне это направление показалось перспективным и вот уже третью неделю я возглавляю региональный центр поддержки экспорта.
Долго ли размышляли над предложением?
Нет, решение я принял достаточно быстро. Повторюсь, эта история показалась мне достаточно интересной. У меня не было опыта работы на государственной службе и в подведомственных учреждениях — организации при Комитете или при Правительстве города. Это новая для меня область, и я решил попробовать применить свои силы, знания и умения, которые я накопил на предыдущих местах работы: в бизнесе и стратегическом консалтинге.
Последние семь лет я был, скажем так, по другую сторону баррикад — представлял интересы бизнеса. Именно поэтому я понимаю, какие проблемы есть у малого и среднего предпринимательства. Думаю, это поможет мне наладить коммуникацию, сблизить бизнес и органы власти.
А почему всё—таки решили перейти на новое место работы? Что именно показалось вам интересным?
Задачи, которые стоят перед центром, в первую очередь. Все мы знаем, что российским предприятиям всегда было не просто работать на экспорт, выбивать себе место на зарубежных рынках. И помогать таким компаниям: развивать продукцию, разрабатывать экспортную стратегию — не только важная, но и интересная задача. Особенно сейчас, когда правила игры на мировой арене меняются с высокой скоростью.
Международный рынок объемен, и чем больше российских предприятий смогут поставлять свою продукцию на экспорт, расширять географию поставок, тем больше возможностей для развития получит экономика нашего города, и российская экономика в целом.
Вы работаете в Центре не так долго: не больше месяца. Какие сильные стороны организации вы можете выделить уже сейчас?
Центр существует уже больше трёх лет и за это время он смог выработать алгоритмы взаимодействия с петербургским бизнесом. Это большое преимущество. При этом здесь работают профессионалы, у которых большой опыт. Благодаря этому структура показывает хорошие результаты.
Что говорить, центр входит в пятую группу центров поддержки экспорта — это группа с самым высоким экспортным потенциалом. Ежегодно справляется с поставленными задачами и успешно выполняет показатели национального проекта. Это самое наглядное доказательство того, что центр работает эффективно и, надеюсь, что с моим приходом будет продолжать развиваться и закреплять за собой статус полезного, а главное, нужного института поддержки.
А как, на ваш взгляд, можно было бы улучшить работу Центра уже сейчас?
Есть определенные моменты, связанные с доступом к необходимой информации, таможенной статистикой и т.д. Это вещи, которые нам нужны для более эффективной работы. Чтобы точнее выявлять компании, которым необходима наша поддержка и лучше понимать, в чем эта поддержка может заключаться. Но это вопрос нашего взаимодействия с органами власти и статистики.
Также важно усиливать информирование наших предприятий. В Петербурге до сих пор не все знают о том, что существует Центр поддержки экспорта, и какие возможности открываются перед компаниями благодаря взаимодействию с нами. Я имею ввиду предприятия, у которых есть экспортный потенциал, которые готовы экспортировать, у которых есть и продукты, и услуги, конкурентоспособные на международных рынках.
Третий момент — необходимо сфокусировать нашу деятельность: более детально работать с целевыми рынками дружественных стран.
Вы имеете в виду, больше внимания уделять конкретным рынкам?
Да. Поясню на примере: у нас с 2022 года создан клуб экспортеров. В этом году заседания клуба будут носить тематический характер. То есть мы будем рассказывать о конкретных рынках, разбирать конкретные кейсы. Именно этих деталей, подробностей зачастую не хватает компаниям малого и среднего бизнеса в выстраивании отношений на мировом рынке.
Мы можем говорить, что нам нужно выходить на рынки стран Юго-восточной Азии, Ближнего Востока, Северной Африки, но это очень абстрактные вещи. А в рамках нашего клуба экспортеров мы будем останавливаться, фокусироваться на рынках конкретных регионов. Ближайшее заседание у нас состоится 23 марта — на нём будет фокусировка на странах Северной Африки. Будем рассказывать о том, как работать с этими рынками, что для них важно, на какие моменты бизнесу обращать внимание, чтобы выстроить эффективное сотрудничество.
Плюс, одной из популярных услуг центра является организация международных бизнес-миссий. Этот инструмент тоже будет нацелен и сфокусирован на рынках дружественных стран. Чем более сфокусированными будут эти инструменты, тем больший эффект они будут иметь.
Кстати, о бизнес-миссиях. Как вы выбираете страны, куда отправятся миссии? Ориентируетесь на запрос от предпринимателей?
Безусловно. Мы всегда в контакте с малым и средним бизнесом. Ведь именно они производят те продукты, у которых есть экспортный потенциал. В конце года проводим опрос, узнаём потребности компаний, заинтересованность принять участие в той или иной бизнес-миссии, затем начинаем выстраивать коммуникацию с интересующей страной, поиск потенциальных покупателей и подготовку делового визита.
А какие страны сейчас рассматривают экспортеры? Какие рынки пользуются спросом?
В этом году к нам приезжает делегация из Казахстана. Впереди также большой форум Россия – Африка, который пройдет на территории нашего города. Для нас это тоже очень важное событие. Именно поэтому на ближайшем заседании клуба экспортеров особый акцент сделаем на странах Северной Африки. Чтобы форум в июле прошел максимально эффективно, а компании смогли получить новые экспортные контракты, а мы могли установить благоприятные для наших экспортеров связи.
Помимо бизнес-миссий, какие инструменты поддержки бизнеса пользуются спросом?
Софинансирование доставки и транспортных расходов. Также нас часто просят помочь найти иностранных партнеров, помочь подготовить экспортный контракт или сделать его экспертизу. Ну и, конечно же, обучение: у нас есть целый цикл бесплатных экспортных семинаров, связанный с повышением квалификации в области ВЭД. Мы помогаем предпринимателям составить представление о внешнеэкономической деятельности, экспортно-импортных операциях, повысить знания в профессиональной деловой коммуникации и многое другое.
Отдельно стоит отметить премию «Экспортёр года» — это тоже своего рода инструмент. Ежегодно наш центр проводит региональный этап конкура, среди малого и среднего бизнеса. В рамках конкурса мы отмечаем компании, которые добились бОльших успехов в экспортной деятельности за предыдущий год, вышли на новые рынки, повысили объемы поставок. Приглашаем всех поучаствовать! Присылайте заявки в адрес Центра поддержки экспорта. Принять участие и победить может любая компания, даже если она раньше не взаимодействовала с нашим Центром.
Ну и напоследок: какие цели вы ставите себе — и Центру развития экспорта?
Считаю, что мы должны не просто изучать новые возможности, но выполнять конкретные действия, которые помогли бы петербургским предприятиям выйти на новые рынки. Не секрет, что основными партнёрами Санкт-Петербурга до 2021 года были недружественные страны.
Соответственно, главная наша цель на данный момент — переориентация на другие рынки. Рынки, на которые петербургские предприятия ранее не смотрели. И Центр должен помочь предприятиям узнать про эти рынки: найти там партнеров, объяснить правила поведения на рынках и перейти непосредственно к поставкам.
Это непростая задача. Все привыкли к сложившимся цепочкам поставок. А сейчас приходится эти цепочки выстраивать заново. Всему бизнесу. Именно это мы и будем помогать делать нашим предприятиям — прежде всего, малому и среднему бизнесу.
Напомним, обратиться за поддержкой в АНО «Санкт-Петербургский центр поддержки экспорта», входящего в инфраструктуру Центра «Мой бизнес», для выхода на международные рынки могут, как действующие экспортёры, так и те, кто только хочет выходить на экспорт.
Поддержка бизнеса осуществляется в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»