Санкт-Петербург. Сегодня значимое для истории место нередко превращается в свалку, но решать проблему не спешат.
Фото: gov.spb.ru
Ко Дню Победы жителям Петербурга рассказали о Малой Дороге жизни. В годы Великой Отечественной войны она спасла многих. Кроме того, по данному маршруту были переброшены советские войска, разгромившие неприятеля. Самой дороги больше не существует, о ней напоминает монумент «Дорога Мужества» в поселке Лисий Нос. В скором времени на ее месте может быть реализован мемориальный проект.
Ежегодно в майские праздники жители поселка Лисий Нос приносят цветы к скульптуре в виде солдата с фонарем в руке. Монумент установлен в 2015 году на центральной площади поселка в память о Малой Дороге жизни. Так называли маршрут, проходивший в годы Великой Отечественной войны через Лисий Нос к причалу в Горской и дальше до Кронштадта и Ораниенбаума. Зимой между материком и островами работала ледовая переправа. По ней в блокаду доставляли провизию, а также эвакуировали жителей и перебрасывали войска.
«Они шли под артобстрелами, бомбежками, проваливаясь в ледовые расщелины. Разрывы бомб, снарядов, проваливались машины. Гибли грузы, люди – это все было на их глазах», – приводит воспоминания фронтовых водителей историк Александр Еськов.
Самой дороги не осталось, она прекратила существование в 1944 году. В том числе был разобран участок железной дороги, от которой на сегодня сохранилась грунтовая дорога в районе метеостанции. Уже не первый год местные жители предлагают увековечить память о значимом объекте. Так, еще в 2020 году в рамках проекта «Малой дороге жизни – большая перспектива» предлагалось организовать туристический маршрут от монумента до набережной, откуда начиналась переправа.
Благоустройство в том числе помогло бы решить одну из острейших проблем района. В прошлом году жители поселка пожаловались на непочтительное отношение к важному историческому объекту. На участок, где ранее пролегала Малая Дорога жизни, вывалили мусор. По словам очевидцев, такая ситуация не редкость как для ближайшей лесополосы, так и для расположенной поблизости промзоны Горская. Примечательно, что с последней связан крупный инфраструктурный проект, который мог бы не только помочь экологии, но и поменять статус всей прилегающей территории.
Два года назад стало известно, что власти Петербурга заключили соглашение с компанией «Мегалайн». Инвестор планировал вложиться в реновацию бывшей стройплощадки Горская. Вместо замусоренной промзоны там бы могла появиться IT-деревня, современные производственно-складские помещения формата light industrial, Музей воды, набережная с многоуровневым озеленением и другое. Обсуждался также вопрос экотропы и ландшафтного парка. Благоустройство заброшенной промзоны избавило бы от мусора, а также дало бы новые рабочие места и туристические маршруты.
Однако в прошлом году комитеты Смольного отказались от этой идеи в пользу другого проекта. Соглашение подписали с другим инвестором, который собирался перенести в Горскую яхт-клуб. Спустя год появилась информация что марина появится в другом месте. Каких-либо конкретных проектов по Горской не анонсировано, так что пока местным жителям придется соседствовать со свалками.
В апреле текущего года президент России Владимир Путин поручил разработать проект модернизации «Дороги жизни» и «Зеленого пояса славы». Относящиеся к комплексам объекты оформят в едином стиле, с типовым световым оформлением и навигацией. Кроме того, поручено разработать концепцию «Малой Дороги жизни» как отдельного проекта. Реализовать задуманное планируют в ближайшие три года.