Асфальт с умом: как Петербург обновляет дороги и снижает вред экологии

Санкт-Петербург. Петербургские власти намерены в 2025 году привести в нормативное состояние свыше 2 млн квадратных метров дорожного покрытия в рамках программы ремонта дорог. Специалисты прогнозируют рост потребления асфальтобетона на 15-25% по сравнению с предыдущим периодом.

1

Фото: www.gov.spb.ru

За период с 2021 по 2024 годы в Северной столице обновили больше 500 километров улично-дорожной сети в рамках национального проекта «Безопасные и качественные дороги», сообщают «Ведомости Северо-Запад». Собеседники делового издания отмечают, что производственные мощности предприятий города справятся с возросшими потребностями, а применение экологически чистых технологий поможет снизить воздействие на окружающую среду.

Генеральный директор ООО «Мегалит» Игорь Михеенко объясняет увеличение спроса на асфальтобетон несколькими причинами. В городе продолжается реализация масштабных инфраструктурных проектов, включая возведение Большого Смоленского моста и Южной широтной магистрали. Однако главным фактором роста потребности в материале остается плановое обновление дорожного покрытия.

«Среди факторов роста нагрузки – больших поставок асфальта потребуют новые и существующие магистрали, ремонт и модернизация действующих дорог, износ покрытия и необходимость обновления инфраструктуры», – отмечает Михеенко.

Участники отрасли подчеркивают важность минимизации экологической нагрузки при увеличении объемов дорожных работ. Профессор кафедры экономики и управления предприятиями СПбГЭУ Елена Ткаченко выделяет три типа воздействия дорожного строительства на экологию. Рост потребностей в асфальтобетонных смесях приводит к увеличению промышленной активности, что само по себе создает нагрузку на окружающую среду.

Однако современные технологии позволяют существенно снизить негативное влияние на экологию. Ткаченко подчеркивает, что использование современных асфальтобетонных смесей сокращает выбросы благодаря измененному составу и новым технологиям производства.

«Качественное дорожное полотно является источником снижения экологической нагрузки за счет того, что в городах вырастает пропускная способность, становится меньше простоев. И за счет поддержания нормального скоростного режима общий уровень выбросов в атмосферу по всем видам транспорта (использующего двигатели внутреннего сгорания) прилично сокращается», – поясняет эксперт.

Главный технолог АО «АБЗ-1» Сергей Шибалов отметил применение «зеленых технологий» в дорожном строительстве. В частности, растет частота использования теплого асфальта, который зарекомендовал себя и с точки зрения эффективности ремонтных работ, и с позиции экологии. Если традиционный горячий асфальт укладывают при температуре 150-180 градусов Цельсия, то теплый – при 110-140 градусах, что позволяет снизить выбросы углекислого газа.

Шибалов также отметил, что в Петербурге начинают уделять больше внимания цветному асфальту, который широко используют при обустройстве городских территорий. Эта технология обеспечивает долговечность и устойчивость дорожного покрытия, а светлые тона помогают снизить нагрев поверхности под солнечными лучами.

Среди инновационных экологичных решений в дорожном строительстве также выделяется водоотверждаемая асфальтобетонная ремонтная смесь (ВОРС). По словам Шибалова, эта технология считается «зеленой», так как не включает органических растворителей. Смесь набирает прочность благодаря воздействию воды, что позволяет выполнять локальный ремонт без перекрытия дорог, независимо от погодных условий и применения тяжелой техники. В Петербурге ее уже протестировали на 16 участках, отметил технолог.

Профессор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Михаил Аким считает экологический подход и использование зеленых материалов крайне важным в дорожном строительстве. Эксперт предлагает оценивать углеродный след от производства различных материалов и подбирать более экологичные варианты. Ключевым аспектом он называет долговечность дорожных покрытий. Кроме того, Аким призывает к комплексной оценке устойчивых методов в отрасли, включая переход на анализ жизненного цикла дорог. Он отмечает необходимость учитывать все экологические последствия, связанные с ремонтными и строительными работами, перекрытиями дорог и возникающими из-за этого пробками.

«Вопрос об углеродном следе и ежегодные прокладки дорог – это очень большая проблема. Важно использовать безопасные и долговечные материалы, которые не придется менять каждый год. Это был бы успех с точки зрения экологии», – заключает эксперт.

Автор: Анастасия Карлушина

Новости партнеров