Астраханская область. Астраханским предприятиям, занятым в рыбной отрасли, с каждым годом становится все труднее поддерживать производственные мощности. Об этом АБН24 Юг рассказала предприниматель и руководитель собственной группы компаний Анна Селезнева.
Фото: lenobl.ru
ИП Анна открыла еще в 2012 году, хотя рыбой начала заниматься задолго до этого. Сначала работали как посредники – купля-продажа. Затем пришли к собственному производству, стали расширять ассортимент продукции. Сегодня ГК выпускает все: от мороженой рыбы и филе до снеков и рыбных стейков.
«Мы крупнейшие экспортеры в Астраханской области. Активнее всего отправляем рыбу в страны Таможенного союза, Прикаспия, Грузию, Узбекистан, Таджикистан. Само собой, Россия», — рассказывает Анна.
При этом из года в год речная рыба занимает все меньшую долю от общего объема продаж, делится предприниматель. Ее вытесняет океаническая рыба.
«Речная рыба всегда занимала лишь 20% от объема продаж на территории России, а сейчас и того меньше. 80% — это дальневосточная и океаническая рыба, морепродукты. На сокращение влияет совокупность факторов: отсутствие воды, экономическая ситуация в стране, сложности с логистикой, подорожание. Удивительно, но речная рыба уже почти сравнялась в цене с океанической. Логично, что покупатель сделает выбор в пользу последней – она и чище, и полезнее, обитает в холодных водах», — объясняет Анна Селезнева.
Таким образом, нет ни сырья, ни спроса. По словам руководителя компаний, уже в ближайшем будущем все может прийти к тому, что люди просто перестанут покупать речную рыбу, и производства перестроятся под запросы общества. Так, многие компании уже отказались от продажи щуки.
«За какие-то 3-5 лет щука колоссально выросла в цене: с 80-120 до 200 рублей. По такой цене ни икра, ни филе уже никому не интересны. Потому что никогда щучья икра не составит конкуренцию красной, а по стоимости они уже сравнялись. Рыбная отрасль становится все более нестабильной: невозможно предугадать, поймают что-то завтра или нет», — рассказывает Анна.
Сейчас предприятия, которыми руководит Анна Селезнева, переходят на киту, горбушу, минтая. И развивать производство с каждым годом становится все труднее – расходы увеличились в разы.
«Мы бы рады вернуться на 10 лет назад, когда сырье было в избытке, а цены были ниже. Например, раньше, чтобы купить 20 тонн рыбы, ты вкладывал миллион рублей, а сейчас два. А зарабатываешь так же или даже меньше», — делится предприниматель.
При этом проблема не только в экономической нестабильности и росте цен, объясняет эксперт. Негативно на рыбной отрасли сказывается и потребительское отношение самих людей, особенно туристов.
«Население должно осознанно относиться к биоресурсам: ты поймал пять рыб, зачем тебе 125? Почему у нас приезжают люди из других регионов и вывозят столько, сколько они хотят, почти наравне с промысловиками? Биоресурсы – это стратегическое сырье», — заявляет Анна Селезнева.
Сейчас, по словам специалиста, люди наконец начинают понимать, что рыба – это один из самых ценных биоресурсов, который нужно восполнять – его нельзя черпать бесконечно. Положительно на ситуацию должен повлиять и введенный в регионе запрет на вылов воблы, считает Анна Селезнева.
Особенно остро предприятия сегодня нуждаются в поддержке государства. Ведь чтобы обеспечить производство сырьем, нужно добыть определенный объем рыбы, а этого объема либо нет, либо он по такой цене, что не выгодно покупать.