Мэтью Смит: Городам придется выбирать — либо внедрять Всеобъемлющий интернет, либо превращаться в Детройт

Компания Cisco активно продвигает в массы идею Всеобъемлющего интернета (Internet of Everything, IoE), который уместит в себя все процессы жизни и работы человека. Согласно прогнозам, уже через 10 лет он полностью изменит быт всего населения Земли. Корреспондент «Агентства Бизнес Новостей» встретился с директором по стратегии подразделения Cisco по разработке отраслевых решений для развивающихся рынков Мэтью Смитом и узнал, чем отличается IoE от IoT, какие проблемы есть на пути у новой технологии и стоит ли нам бояться «большого брата».

Мэтью Смит, фото Cisco

Первый вопрос, он достаточно большой. Еще недавно все говорили про Интернет вещей (Internet of Things, IoT), сейчас уже Cisco говорит о Всеобъемлющем интернете (Internet of Everything, IoE). Чем принципиально отличаются друг от друга эти понятия?

Интернет вещей — это составная часть Всеобъемлющего интернета. Идея в том, что эти «вещи» — это источники, генерирующие данные. Но когда вы сюда добавите системы, обрабатывающие информацию, и людей, а затем все это объедините в систему, которая работает с данными, которые поступают с этих вещей, то окажется, что вы сможете превращать данные сначала в знания, из знаний будете извлекать мудрость, а из мудрости — аналитику, которую можно будет использовать для практических решений. В качестве аналогии рассмотрим нефтяную индустрию. Нефть — это вещь. Когда нефть поступает на нефтеперерабатывающий завод, тут аналогия с аналитикой, вы из нефти получаете бензин, керосин, топливо. То есть, в результате получается так, что вы организовали процесс для достижения некоторого полезного результата. Этот результат можно использовать для конкретных действий — например, это топливо можно залить в бак самолета и путешествовать на нем по всему миру. А если бы это были данные, то можно было бы результат обработки этих данных поместить в какое-то приложение, на основе которого можно было бы реализовать новую модель бизнеса. Некоторые люди называют этот процесс «цифровизацией общества».

Правильно ли я понимаю, что это больше подходит для большого бизнеса и для правительства, чем для простых граждан?

Нет. Я считаю, что Всеобъемлющий интернет скажется на жизни каждого человека. Некоторые люди получат возможность разрабатывать новые приложения и модели, другие люди будут просто получать непосредственную выгоду от применения этих моделей. Вот вы знаете браслеты, которые люди используют для упражнений? Вы занимаетесь каким-то упражнениями, устройство регистрирует результаты вашей физической деятельности, генерирует данные, на основе этих данных вы можете подсчитывать калории, понимать, сколько и какой еды съесть. Это дает вам простейшие выгоды и преимущества. Но представьте объединение этих данных с данными ваших весов, которые стоят в вашей ванной. В результате получится, что информация окажется более комплексной, из нее можно извлечь больше пользы. Теперь добавим еще один элемент. Наверное, у вас в кошельке есть карточка лояльности вашего супермаркета. В системах, к которым эта карта привязана, регистрируются все ваши покупки продуктов питания. Если взять эти данные, скомбинировать их с данными с ваших весов и браслета, то в результате эта информация окажется для вас куда более полезной.

Что касается бизнес-выгоды, то можно представить, что вся эта информация будет предоставлена вашему врачу. Хотя мы все говорим о здравоохранении, на самом деле врачи занимаются нашим обслуживанием во время болезни. А теперь, когда ваш врач получит всю эту информацию, он сможет действительно заняться вашим здравоохранением. Он сможет давать вам упреждающие рекомендации относительно образа жизни, основываясь на информации о том, что вы едите, сколько расходуете энергии, какие показатели вашей сердечно-сосудистой системы. И это создаст новую бизнес-возможность для вашего врача, позволит ему предоставлять новый тип услуг, а вам даст больше пользы, как потребителю этих услуг.

А теперь пойдем еще на шаг дальше. Если всю эту информацию предоставить вашей страховой компании, в который вы оформили медицинскую страховку и если она сможет видеть, что вы дисциплинированно следуете всем советам и рекомендациям вашего врача, что вы занимаетесь в достаточном объеме физическими упражнениями, питаетесь правильно, то вместо старых рекомендаций, основанных на вашем весе, росте и месте жительства, вам смогут обеспечить максимально выгодные тарифы, привязав их к отслеживаемым в реальном времени показателям. Для страховой компании это будет означать улучшение качества ведения бизнеса, потому что за счет дополнительной информации о вас для них будет сокращен бизнес-риск. Для вашего врача это будет означать лучшее качество услуг, потому что он, имея более полную информацию о вас, сможет давать более качественные советы и предоставлять новые виды услуг. А вам это даст возможность выбрать между тремя вариантами. Первое — это делать в точности то, что вам сказал врач, вести здоровый образ жизни и платить меньше за страховку. Второй вариант — игнорировать все, что вам говорит врач. Это ваш выбор, в этом случае вы будете знать информацию о себе все. что вам говорит врач, и будете чувствовать результат на своем кошельке, так как тарифы вашей страховой компании начнут расти. А третий вариант особо интересует тех, кто озабочен своей приватностью — это решить не делиться ни с кем своими данными и продолжать жить как раньше. Тогда врач снова будет заниматься не здравоохранением, а снова станет лечить вас от болезней, а страховые взносы будут где-то под потолком.

То есть, сервисы типа Microsoft Health, Apple Health — это одна из ступеней к такому будущему?

Да, отрасль здравоохранения получит огромную выгоду от внедрения технологии. Подумайте об это так — если бы вы попытались расшифровать ДНК в 1950 году, то чисто из-за стоимости вычислительных ресурсов, ресурсов хранения данных, сетевых ресурсов вам понадобились бы триллионы долларов, чтобы решить эту задачу. Сегодня, наверное, долларов 200 хватит. Просто хотя бы из-за относительного удешевления пропускной способности сетей, ресурсов хранения и вычислительных мощностей. Как бы не отвратительно вам бы не показалось то, что я сейчас скажу, лет через пять, вполне возможно, вам будет достаточно лизнуть свой iPhone, чтобы получить через пять минут анализ своего ДНК. А если это кажется вам чем-то удивительным, скажу следующее: я работаю в Cisco всего 15 лет. Когда я пришел, беспроводных сетей не было. Через три года мы выпустили первый IP-телефон. Мы все стояли вокруг этих аппаратов и говорили «Алло? Вы слышите меня?». Чушь какая-то. Вы видели наши средства телеприсутствия? Первое помещение, оборудованное таким образом, стоило $400 тыс. Но, конечно, там создавался эффект погружения. А теперь мы привыкли к этому настолько, что можем идти по улице и разговаривать с человеком в на другом конце Земли через Facetime. И думая о том, что через пять лет будет подключено к сети еще 50 млрд устройств, мысль об анализе ДНК через iPhone не кажется невероятной.

Вы говорите о ситуации, когда в облако загружаются все данные о человеке — с фитнес-браслетов, телефонов и других гаджетов. Не приведет ли это к будущему, описанному в «1984» Оруэлла?

Это первое, о чем мы говорим с юристами. (смеется) Потому что юристы заработают на этом огромные деньги. Возникает вопрос — кому принадлежат данные? Если вживленный в мое сердце кардиостимулятор будет отправлять данные врачу, то кто должен ими владеть — я, врач или моя страховая компания? То же касается защиты этих данных. Огромная часть средств из рынка Всеобъемлющего интернета придется на отрасль защиты и безопасности. Мы в компании видим, что количество взломов систем хранения данных уменьшается, но, так как все постепенно связывается между собой, значимость каждого такого случая гораздо выше. Именно поэтому мы уделяем столько внимания приобретению компаний, разрабатывающие новые технологии — например, Sourcefire. Мы изучаем средства безопасности в «облаках» и периферийной среде, так называемых «туманных вычислениях». Но стоит осознавать, что сеть никогда не будет безопасной на 100%. Поэтому ключевая вещь — это постоянные инвестиции и работа в области безопасности.

А не стоит ли нам опасаться «большого брата» среди провайдеров?

Я думаю, что каждый будет решать самостоятельно, кому доверить свои данные. То есть, я смотрю на то, что люди могут выкладывать в Фейсбук и поражаюсь этому. На самом деле, здесь речь не о «большом брате», а о том, что наибольшему риску будут подвержены люди, выходящие за рамки закона. С моей точки зрения, если американское правительство мне скажет, что я могу на паспортном контроле дать просканировать мою ДНК и это сэкономит мне 30 минут, я с радостью соглашусь. Я считаю, что удобства, которые человек получает, предоставляя данные в общий доступ, гораздо перевешивают потенциальные сложности. Но это всегда будет вопросом, в котором нужно сохранять бдительность.

Получается, правительство тоже сможет использовать системы типа PRISM в масштабах Всеобъемлющего интернета?

Думаю, правительство всегда старается сделать максимум для своих граждан. И мы в Cisco придерживаемся правила — всегда подчиняться требованиям законодательства тех стран, в которых работаем. Но мы никогда не предоставляем исходные коды программ и никогда не раскрываем по требованиям правительства больше, чем того требуют законы. И я думаю, что со временем общественность будет следить за политикой государств в области доступа к личным данным с все большим вниманием.

Интернет вещей, Всеобъемлющий интернет — все эти технологии подразумевают наличие доступа к сети. Как быть регионам, в которых доступа в интернет нет? Например, Элон Маск (создатель SpaceX, Tesla Motors и PayPal — АБН) предлагает создать сеть спутников для повсеместного доступа к сети.

Если говорить об идее Маска, то можно покрыть Землю спутниками, но это существует уже сейчас. Вы можете подключиться к интернету где угодно, но это достаточно дорого. Например, у нас был маршрутизатор для установки на спутники, который позволял значительно увеличить пропускную способность таких соединений. Но я думаю, что гораздо больше пользы можно извлечь из того, что в ближайшие 10 лет по всему миру будет заменено более 4 млрд фонарных столбов. Поводом для этого станет переход от обычных ламп к светодиодным элементам, что само по себе сэкономит 30% электроэнергии. Но если хотя бы каждый третий столб сделать «умным» с помощью Wi-Fi, сенсоров и камер, то можно будет оплатить установку этой техники за счет экономии на электроэнергии и в итоге получить сквозное покрытие беспроводной связью во всех городах. И это уже позволит обеспечить доступ к интернету всему и вся. И это гораздо лучше, чем спутник. Что даст спутник? Он даст доступ, а взаимодействия с другими устройствами Всеобъемлющего интернета не даст.

Какие могут быть проблемы у идеи Всеобъемлющего интернета?

Самая большая — это уязвимость сети. Вторая — возможный дефицит идейного лидерства, потому что многие государственные органы основаны по раздробленно-вертикальному принципу. Соответственно, нужно иметь лидера «наверху», который сможет убедить всех глав отдельных департаментов и направлений в необходимости развивать средства горизонтального взаимодействия. Иначе каждый из них будет развивать автоматизацию исключительно в пределах своего направления. Впрочем, я думаю, что здесь ситуация может измениться достаточно быстро. Города, которые возьмут за основу горизонтальный способ взаимодействия, очень быстро получат экономические преимущества перед другими. Остальным придется делать выбор — либо следовать примеру, либо становиться Детройтом (город признан банкротом в декабре 2013 года — АБН).

То же самое касается компаний. Два года назад Facebook купил Instagram (цена сделки составила $1 млрд — АБН), а в том же году обанкротилась Kodak, которая торговалась на Нью-Йоркской бирже больше 100 лет. Это как раз иллюстрация того, что если компания пропустит возможность перейти на новые технологии, они просто вылетят из бизнеса. Мы думаем, что через десять лет около 30-40% компаний, которые сейчас входят в список Fortune 500, просто перестанут существовать. Но вместо них появятся другие компании, о которых никто даже не думал. Десять лет назад никто не думал о компании типа Facebook или Uber, которая с нуля выросла до объема в несколько тысяч человек и капитализации в $20 млрд. Такую же капитализацию имеет United Airlines. Представляете, это огромная авиакомпания, огромное количество основных средств, активов, процессов. Гигантские компании будущего будут возникать исключительно на основе совершенно новых процессов взаимодействия через Интернет.

Но кроме таких компаний есть «традиционные» компании, в том числе, которые относятся к сельскому хозяйству. Какое место отведено им во Всеобъемлющем интернете?

Если вы задумаетесь об экономике Земли в целом, за последние 50 лет процесс урбанизации зашел очень далеко. Подумайте, сколько человек переселилось из сельской местности в города. Но при этом общий объем поставок сельхозпродукции вырос. Автоматизированные машины для доения, комбайны, возможность замораживать продукты через несколько минут после того, как они были сняты с поля — я полагаю, что чем больше «интеллекта» будет внедряться в цепочку поставок сельскохозяйственного сектора, тем больше будет производительность труда

Как вы думаете, когда мы сможем уже воспользоваться технологиями Всеобъемлющего интернета и что это будет?

Уже сейчас есть продукты «умного» производства. Фитнес-браслеты можно назвать частью Всеобъемлющего интернета, равно как и Uber. Но я думаю, что сейчас нужно особенно пристально присмотреться к этой отрасли, так как она постепенно растет в последние два-три года. Наш CEO Джон Чемберс, который очень хорошо предсказывает переходы в области технологий, считает, что в объем рынка Всеобъемлющего интернета в ближайшее время увеличится в пять раз. Я думаю, что буквально в этом месяце, до конца этого года, либо в следующем году мы увидим бум новых приложений Всеобъемлющего интернета. Поначалу они не будут сильно отличаться от обычных приложений, но они будут повышать эффективность существующих процессов. Примерно так же мы перешли от бумажных писем к e-mail, а затем к электронной коммерции. И точно так же постепенно мы перейдем от фитнес-браслетов к моменту, когда для расшифровки ДНК вы сможете просто лизнуть свой iPhone. На самом деле, это можно получить сейчас, просто в будущем это приобретет более массовый характер, и вы сможете получить это быстрее. А чем быстрее вы получаете информацию, тем больше пользы вы из нее извлекаете.

Работа тоже изменится. Когда-то говорили, что компьютеры уничтожат миллионы рабочих мест. Но этого не произошло, просто суть работы изменилась. И точно так же со Всеобъемлющим интернетом. Он просто изменит то, как люди выполняют те или иные задачи

Андрей Фролов / АБН

Автор:

Новости партнеров