Закрыть

«Какой прогноз у нас сегодня, милый». Насколько реальны ожидания МЭР о нефти по $38 за баррель

Министерство экономического развития при составлении прогнозов экономического развития на 2016-2018 год допустило вариант, что цены на нефть к концу IV квартала 2015 года снизятся до $38 за баррель. «Агентство Бизнес Новостей» выяснило у ученых-экономистов, насколько реалистичны ожидания ведомства, и что будет с экономикой, если прогнозы оправдаются.

УлюкаевУченый-экономист, бывший министр экономики Андрей Нечаев считает, что такой пессимистичный прогноз будет стимулировать Россию развивать несырьевые отрасли экономики. «С одной стороны, это достаточно тяжелое испытание, в первую очередь, для российского бюджета. А стратегически это, может быть, и не плохо, потому что это заставит нас хоть в какой-то мере слезть с нефтяной иглы и пересмотреть экономическую политику, которая базировалась только на высокой внешнеэкономической конъюнктуре углеводородов», — отметил эксперт. Нечаев считает, что такой прогноз более реалистичен, нежели тот, который на днях предложил глава «Роснефти» Игорь Сечин. В своем выступлении он заявил, что цена на нефть должна подняться до $70 за баррель. «Я бы сказал, что лучше бюджет ставить под более пессимистический прогноз, чем делать его нереальным. Мы уже не раз проходили, когда бюджет приходилось пересматривать кардинально», — подчеркнул экономист.

Однако председатель правления Института динамического консерватизма Андрей Кобяков придерживается иного мнения. «Я полагаю, что более вероятен некий умеренный рост. Я больше согласен с Игорем Сечиным. Это такая умеренно-взвешенная прогнозная цена на нефть на ближайшие года три», — сказал АБН Кобяков. Эксперт допускает, как пессимистичный вариант, так и оптимистичный. « Нельзя исключить и того варианта, что до конца этого года цены могут вернуться к горизонту $90-100 за баррель. Могут быть вещи, обусловленные геополитическими событиями, например. Мы знаем, насколько нестабильна ситуация вокруг Исламского Государства и какие-то другие события», — считает Кобяков.

Также эксперт уверен, что пессимистичный прогноз не должен привести к сокращению расходов бюджета. Он приводит в пример кризис 2008-2009 года. «Даже в условиях острого кризиса были предприняты усилия по увеличению бюджетных расходов, а не по их сокращению. И это, между прочим, сыграло тогда очень положительную роль», — заявил экономист.

Иного мнения придерживается профессор кафедры институциональной экономики ВШЭ Андрей Заостровцев. Он считает, что Минэкономразвития при прогнозе экономического развития всегда занижали цены на нефть. «А это всегда так было. Они всегда занижали цены, просто тогда мы это не замечали, когда там за $100 за баррель было», — подчеркнул эксперт. В случае, если прогнозы не оправдаются, и нефть будет дороже 38, то это будут сверхнормативные, сверхплановые доходы бюджета. Поэтому они вернулись к этой практике», — считает эксперт.

Цены на российскую нефть могут повыситься в том случае, если начнется война между Ираном и Саудовской Аравией, считает эксперт. «Перекроют Ормузский пролив, там треть нефти, которая идет на мировой рынок, четверть идет через Персидский залив», — сказал Заостровцев. Таким образом, спрос на российскую нефть вырастет, и цены на нее поднимутся. «И все хорошее к нам на какое-то время вернется», — добавил Заостровский.

Как заявил аналитик ИХ «ФИНАМ» Антон Сороко, цена на нефть в $38 за баррель возможно только на крайне короткий промежуток времени — рынок скорректирует их обратно. «Достижение такого уровня цен возможно только на крайне короткий промежуток времени, что объясняется спецификой мирового нефтяного рынка. В среднем полагаем, что рентабельность нефтяных месторождений в США различна от структуры затрат на их разработку, но большинство из них становятся убыточными при цене на нефть ниже 40-50 долларов за баррель», — отметил аналитик для АБН.

«В России себестоимость добычи примерно на том же уровне, но нужно понимать, что большая часть издержек нефтяников приходится на рублевые издержки, а значит, девальвация рубля, при прочих равных, будет снижать минимальный уровень нефтяных цен, необходимый для нулевой рентабельности. Таким образом, при достижении ценами уровня в $38/баррель, многие добывающие «черное золото» компании будут работать себе в убыток и не смогут финансировать инвестиционную программу, что приведет к долгосрочному снижению предложения нефти на мировом рынке. В результате дисбаланс спроса и предложения будет постепенно устранен, а цены начнут повышаться», — подытожил Сороко.

Юлиана Михайлова / АБН

Автор: Анастасия Сафина

Новости партнеров