Трамп-объединитель: Как Республиканская партия объединится против бизнесмена

Доцент кафедры американских исследований СПбГУ Григорий Ярыгин о том, как родная Республиканская партия может вставить палки в колеса миллиардеру Дональду Трампу.

григорий ярыгин

Григорий Ярыгин

доцент кафедры американских

исследований факультета международных

отношений СПбГУ

Посмотрим, как складываются праймериз в настоящий момент.

Предварительные выборы в США, праймериз находятся в активной стадии. 15 марта еще предстоят праймериз в восточных и центральных штатах. Сами по себе выборы кажутся рутинными и обычными — как всем кажется, их исход уже предрешен. Кандидатами в президенты, как предполагается, станут Хиллари Клинтон от Демократической партии и Дональд Трамп от Республиканской.

Однако для республиканцев ситуация может поменяться. Это связано с самой кандидатурой Трампа и тем способом, которым он ведет кампанию в рамках предварительных выборов. Настоящая борьба начнется летом, по завершении праймериз, на основных конвентах Демократической и Республиканской партии. А пока же все находится в состоянии неопределенности, включая количество кандидатов.

Если у демократов есть два основных конкурента (Хиллари Клинтон и Берни Сандерс), то у республиканцев на начало праймериз их было во много раз больше, и сейчас голоса республиканских избирателей разделены между четырьмя главными претендентами. Речь о Дональде Трампе, Теде Крузе, Марко Рубио и Джоне Кейсике. Большое количество «сильных» претендентов не является случайным, его надо рассматривать как тактический ход Республиканской партии.

Праймериз, которые пройдут 15 марта 2016 года, очень важны для республиканского спектра предвыборной гонки США. Это связано с тем, что борьба за голоса делегатов, которые будут голосовать на общепартийном съезде Республиканской партии, пройдет в штатах, представителями которых являются два из трех кандидатов республиканцев. Праймериз пройдут в штате Флорида, сенатором которого является Марко Рубио, в штате Огайо, губернатором которого является Джон Кейсик, а также в нескольких других штатах. Для этих двух кандидатов в кандидаты на пост президента США крайне важно одержать победу на праймериз в своих штатах. Победа в своих штатах подтвердит обоснованность выдвижения их кандидатур.

Поражение будет означать серьезные имиджевые потери, и может привести к необратимым последствиям для любого кандидата. Джон Кейсик неоднократно заявлял о том, что в случае поражения в своем штате он выйдет из предвыборной гонки. Такое настроение кандидата в настоящий момент не в интересах республиканской партийной элиты. Есть основания предполагать, что даже в случае поражения обоих кандидатов в своих штатах, что маловероятно, партийные бонзы не позволят ни одному из них снять свои кандидатуры.

Для середины праймериз четыре сильных конкурента – это много. Можно предположить, что часть из них участвуют в праймериз только, чтобы сформировать свой политический капитал и сделать имя, или набирают очки у электората, чтобы на следующих выборах иметь преимущество. Так, к примеру, в 2008 году сделала Хиллари Клинтон. Когда мы говорим о том, что одной из особенностей современной предвыборной гонки является ее раннее начало, то есть ряд кандидатов начали свои кампании почти за 20 месяцев до президентских выборов (при этом они не побоялись исчерпать политический интерес к себе со стороны электората), необходимо понимать, что Хилари Клинтон начала свою нынешнюю предвыборную кампанию 8 лет назад.

Сейчас мы наблюдаем феномен Дональда Трампа – он эксцентричный, харизматичный, иногда противоречивый, и он не политик. Он предприниматель и шоумен. В этих сферах Трамп действительно преуспевает: он прекрасно выступает, отлично умеет зарабатывать деньги. Впрочем, не все его коммерческие проекты были успешны. Трампу все еще припоминают создание, наверное, единственного обанкротившегося казино.

Трамп полагается на свою харизму и агрессивность – он делает заявления, которые неприемлемы для американской политики. Здесь и высылка из США определенных групп населения, неприятие последователей определенных религий и строительство стены, отделяющей США от Мексики. Однако подобные тезисы имеют свой успех. Трампа серьезно поддерживают больше 30% республиканцев. У его ближайшего преследователя Круза около 23%, а у Рубио – около 18%.

Действительно ли Трамп отражает настроения современного американского общества? Оно скандальное? Нет. Оно недовольно? Нет, его многое устраивает и в экономической, и политической сфере. Нельзя сказать, что он истинный представитель американского электората. Он также не является представителем протестного американского электората.

Следующие праймериз, как уже отмечалось, пройдут 15 марта. Партийная элита республиканцев должна будет принять решение – кого им поддерживать оставшуюся часть праймериз. Вряд ли республиканский истеблишмент решится на поддержку Трампа и сосредоточит на реализации его президентских амбиций все свои ресурсы. Скорее, если Трамп одержит еще одну победу, республиканские элиты решат поддержать кого-то из его оппонентов. Они могут на это пойти, чтобы, во-первых, не пропустить Трампа к власти, потому что он не один из них – не часть партийной элиты; во-вторых, потому что Трамп очевидно неподконтролен – он слишком самостоятелен; в-третьих – у него абсолютно нет политического опыта, как во внутренней, так и во внешней политике. Последнее особенно важно для США, которые крайне активны в международных делах.

Сценарий нейтрализации Дональда Трампа в ходе кампании технически реализуем достаточно просто. Может быть применена следующая тактика: а) сохранение большого количества кандидатов (не двух, а трех и более кандидатов) в гонке, б) недопущение набора ни одним кандидатом абсолютного большинства голосов делегатов до проведения общепартийного съезда.

В общепартийном съезде Республиканской партии США, который пройдет 18-21 июля в Кливленде (штат Огайо), в этом году будет принимать участие примерно 2472 делегатов. Для победы и выдвижения в качестве кандидата в президенты США от Республиканской партии кандидату необходимо набрать абсолютное большинство голосов делегатов, то есть не менее 1237. На данный момент у Дональда Трампа есть поддержка 458 делегатов съезда. Теда Круза поддержат 359 делегатов. Марко Рубио заручился поддержкой примерно 160 делегатов. Если в первом туре голосования ни один кандидат не набирает абсолютного большинства голосов, то проходит второй тур. Это станет моментом истины для Дональда Трампа.

Правила проведения и голосования в ходе съезда Республиканской партии только при одном туре голосования обязывают делегатов из штатов голосовать за того кандидата, который победил в штате. Проведение второго тура голосования освобождает делегатов от таких обязательств. Кроме того 17% делегатов Съезда Республиканской партии являются представителями самой партии, а не штатов. Эти делегаты голосуют по собственному усмотрению.

Такой расклад в ходе выборов оказывается не в интересах Трампа, так как сторонники других кандидатов, смогут объединиться в поддержке оппонента Трампа. Для реализации такого сценария и необходима тактика сохранения в гонке нескольких кандидатов-республиканцев.

Настроения элиты отчасти отражает Тед Круз. На одних из последних дебатов он призвал остальных участников праймериз выйти из гонки, чтобы не распылять голоса избирателей и дать отпор Трампу.

Праймериз в США традиционно начинается с двух штатов – Айоваы и Нью-Гэмпшира. И есть политическая традиция, которая гласит, что политик, победивший в праймериз в этих регионах, точно получит место кандидата в президенты. Трамп победил в Нью-Гэмпшире, но в Айове – проиграл. Вряд ли ему удастся удержать уверенное лидерство до финального съезда республиканского конвента. В ближайшее время стоит ожидать не падения его популярности, а роста рейтинга других кандидатов.

Григорий Ярыгин,

доцент кафедры американских исследований СПбГУ

Автор:

Новости партнеров