Комментарий Президента страхового холдинга Prime Insurance Никиты Исаева к поправке в закон об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО), предусматривающей введение штрафов для страховщиков за задержку выплаты по ОСАГО.

Современные реалии практики применения Закона об ОСАГО таковы, что далеко не все страховщики соблюдают установленный ст. 13 этого Закона 15-дневный срок для осуществления страховой выплаты либо предоставления отказа в таковой. Тогда как действенного механизма воздействия на таких недобросовестных страховщиков нет. До сих пор страхователь за задержку выплаты имел право потребовать от страховщика уплаты процентов по ст. 395 ГК РФ в размере 1/365 ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки, т.к.Современные реалии практики применения Закона об ОСАГО таковы, что далеко не все страховщики соблюдают установленный ст. 13 этого Закона 15-дневный срок для осуществления страховой выплаты либо предоставления отказа в таковой. Тогда как действенного механизма воздействия на таких недобросовестных страховщиков нет. До сих пор страхователь за задержку выплаты имел право потребовать от страховщика уплаты процентов по ст. 395 ГК РФ в размере 1/365 ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки, т.к. обязательство по выплате суммы страхового возмещения является денежным (п. 24 Информационного письма Президиума ВАС РФ N 75 от 28.11.2003 г.). Для того чтобы возникли основания для приостановления либо отзыва лицензии, необходимо установить факт систематического (неоднократного) нарушения названного срока страховщиком по его же вине. Каждый раз, когда ставился вопрос о применении мер воздействия к страховщикам, те перекладывали вину на страхователя (не представлены все документы, нет калькуляции, подтверждающей размер ущерба и т.п.). Получается, что административные меры воздействия к страховщику не применяются, а сам размер санкций по ст. 395 ГК РФ явно не выполняет ни компенсационную, ни стимулирующую (штрафную) функцию.
Предлагаемая к принятию поправка предусматривает введение законной неустойки в размере 1/150 ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки, что в 2 раза превышает прежде установленный размер санкций (ст. 395 ГК РФ). Увеличение размера неустойки вполне оправдано, поскольку с ним обеспечиваются обе функции (компенсационная и штрафная). Причем для большинства компаний такой размер штрафов не станет разорительным, если, конечно, не будут приняты поправки, предусматривающие введение прогрессивной штрафной шкалы (если просрочка более 15 дней, но менее 30 дней — штраф устанавливается в сумме 5 тыс. рублей, если срок превышает 30 дней, штраф составит 25 тыс. рублей). Кроме того, предлагаются поправка, согласно которой размер неустойки и размер выплат может быть увеличен по решению суда, но не более чем в 1,5 раза, что противоречит ст. 333 ГК РФ, согласно которой если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
Также при принятии поправки в закон об ОСАГО необходимо учесть, что, во-первых, взыскание неустойки возможно только в судебном порядке, во-вторых, неустойка не должна применяться, если допущены упущения со стороны самого страхователя (не представил все документы либо реквизиты счета для перечисления страховой выплаты), в-третьих, признание судом направленного страхователю отказа в выплате немотивированным (недостаточно мотивированным) также должно повлечь за собой взыскание неустойки.

Автор:

Новости партнеров