Нужна ли комплексная программа управления строительными рисками?

В течение последних лет рынок страхования строительно-монтажных рисков растет достаточно динамично. Прежде всего, это касается крупных городов, где объем ввода недвижимости ежегодно увеличивается. Как отмечают аналитики СО «ГЕФЕСТ», прирост рынка страхования строительных рисков по итогам 2008 года составит около 15%. До конца года рынок может выйти на отметку 15,2 млрд. рублей, а в случае введения обязательного страхования ответственности строителей эта цифра может значительно увеличиться. По прогнозам участников рынка, существующая динамика роста сохранится еще как минимум 5 -7 лет.
Что касается Петербурга, то здесь эксперты существенный рост этого сегмента рынка страхования связывают с реализацией крупных проектов — Западный скоростной диаметр (ЗСД), Орловский тоннель, Надземный экспресс, Балтийская жемчужина. В настоящее время в Петербурге застраховано порядка 80% — 85% крупных и средних подрядных договоров. Страховщики отмечают, что, как правило, речь идет о наиболее успешных компаниях.
Между тем, сами строители заявляют: «Чтобы система страхования строительно-монтажных рисков реально заработала, потребуется несколько лет». После отмены лицензирования и перехода на саморегулирование трудности могут возникнуть и у строителей, и у страховщиков. На данный момент в законе о СРО определены лишь условия страхования строительных рисков, перечислены опасные виды деятельности, но нет четко прописанных критериев, как должны строиться отношения исполнителей и страховых компаний.
Между тем, учитывая оптимистичные прогнозы рынка страхования строительных рисков, многие страховые компании создают в своих структурах специальные отделы, занимаются разработкой схем страхования, ищут потенциальных клиентов.
Однако большинство опрошенных Бюрократами.ру специалистов склоняется к мнению, что заниматься страхованием строительных рисков должны не все подряд, а пул уполномоченных страховщиков. И формироваться пул должен исключительно на рыночных условиях, а не как у нас это традиционно происходит. Для обеспечения объективности отбора, по мнению аналитиков, необходимо создавать специальную структуру, которая будет координировать разработку и – в дальнейшем – контролировать осуществление комплексной программы управления строительными рисками. Координирующая и контролирующая этот сегмент рынка структура может быть организована по-разному: это может быть либо ГУП (государственное унитарное предприятие), либо специальное управление в правительстве, либо Экспертный совет. По мнению аналитиков, наиболее эффективным и наименее затратным является вариант создания Экспертного совета, который формулирует задание по созданию программы, затем утверждает готовый вариант, назначает конкретных исполнителей и впоследствии собирается одни-два раза в год для проверки работы исполнителей и – при необходимости – назначения новых. В совет должны войти представители инвестора, подрядчика, заказчика, страховых компаний, эксперты – то есть представители всех участников инвестиционно-строительного процесса. Если удастся создать полноценно работающую, эффективную систему комплексного страхования строительных рисков, это позволит на всех стадиях инвестиционно-строительного процесса — от разработки технико-экономического обоснования до пуска объекта в эксплуатацию — не только компенсировать внезапные и непредвиденные убытки, но и защитить вложения в строительство. Страхование также позволяет отказаться от создания резервных фондов на случай возникновения ущерба, что даст существенную экономию средств.

Редакция: Нужна ли комплексная программа управления строительными рисками? Об этом на "круглом" столе «СМР на фоне подъема строительной индустрии» в АБН в четверг, 3 июля.

Автор:

Новости партнеров