Поезд уходит на запасной путь

Поезд уходит на запасной путь

Министерство транспорта откладывает модернизацию железных дорог минимум на пять лет. Это следует из проекта поправок в «Стратегию развития железнодорожного транспорта до 2030 года», который пока что проходит общественное обсуждение. «Агентство Бизнес Новостей» вчиталось в документ.

железная дорога, фото abnews.ru

фото abnews.ru

Пусть весь мир подождет

Наиболее важные изменения в «Стратегии…» касаются этапов её реализации. Их всего два, первый предусматривает общую модернизацию отрасли, второй нацелен на активное развитие. В программе образца 2008 года планировалось завершить первую стадию уже к 2015 году, но, судя по всему, Минтрансу не удалось сделать все в срок. В новой версии первый этап заканчивается уже в 2020 году — то есть, раньше этого времени вряд ли стоит ожидать революционных прорывов в области железнодорожных перевозок.

Основными целями первой стадии было обеспечение необходимых пропускных способностей на самых востребованных направлениях, модернизация основных узлов железной дороги и исключение парков техники с истекшим сроком годности из перевозок. Кроме того, в этот этап включена разработка новых железнодорожных линий и начало строительства наиболее необходимых из них.

На втором этапе, который теперь начинается только в 2021 году, Минтранс обещает «выход на мировой уровень технологического и технического развития железнодорожного транспорта и повышение глобальной конкурентоспособности российского железнодорожного транспорта». Также на этапе расширения ведомство нацелено на «постепенное создание инфраструктурных условий для развития новых точек экономического роста в стране».

Сокращения по всем фронтам

рельс, фото с сайта sdelanounas.ru

Новых железных дорог удастся построить меньше, чем планировалось (фото с сайта sdelanounas.ru)

Минтранс также пересчитал имущество, которое уже имеется в распоряжении — изначальные 8,3 тыс. км «узких мест» на железных дорогах России превратились в 10,2 тыс. км (с 25% до 30% от всего объема полотна). Изначально ведомство собиралось построить порядка 2,4 тыс. км «вторых путей», теперь планы изменились до 3,2 тыс. км в «консервативном» и до 5,9 тыс. км в «инновационном» варианте. Идея построить обходы Краснодарского, Омского, Саратовского, Читинского и Ярославского железнодорожных узлов сохранилась и в новой версии «Стратегии», а вот цели по электрификации некоторых участков снизились — с 3,9 тыс. км до 0,8 или 1,5 тыс. км по «плохому» и «хорошему» варианту соответственно.

Темпы строительства путей тоже снизились. Минимальный вариант 2008 года предусматривал больше 16 тыс. новых железных дорог и, максимальный — больше 20 тыс. км к 2030 году. Новая редакция содержит куда меньшие показатели — даже в «инновационном» варианте запланировано чуть меньше 8 тыс. км новых путей, а в «консервативном» — 5 тыс. км. Также по пути в новую редакцию «потерялась» скоростная дорога Москва-Адлер, которая могла снизить время пути с 24 до 15 часов.

В ведомстве отказались от намерений улучшить логистику своими силами. Так, в 2008 году планировалось создать 35-40 терминально-логистических центров в Москве, Московской и Ленинградской областях, а также в Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Иркутске и других городах. Согласно изначальной идее, в них можно было организовать коммуникацию всех видов транспорта. Сейчас эти расчеты полностью исчезли из проекта, но зато, судя по всему, Минтранс теперь намерен решить вопрос с помощью приобретения логистических компаний.

От амбициозных планов по увеличению доля России в мировой торговле пришлось постепенно отказаться. В частности, ранее в максимальном варианте ведомство хотело проложить новые пути таким образом, чтобы это привело к лидерству «в мировых торговых связях Евро-Азиатского, Азиатско-Тихоокеанского и Северо-Американского регионов, качественно усилив транзитную роль железнодорожного транспорта России». Теперь оба варианта содержат менее подробную формулировку «развитие транспортной инфраструктуры, обеспечивающей использование транзитного потенциала страны». Также ожидается реализация неких «совместных проектов» с Беларусью и Казахстаном в рамках Единого экономического пространства, в том числе, и присоединение новых стран к этому союзу.

Пять лет назад Минтранс собирался увеличить пассажиропоток на международных направлениях почти в полтора раза. В новой редакции документа этот абзац по какой-то причине отсутствует.

Исчезла и конкретика в планах по внутренним перевозкам — так, увеличение интенсивности движения около Петербурга, на Урале и Дальнем Востоке в 1,5, 1,3 и 1,4 раза соответственно заменены на общие формулировки.

Корректировка итогов

Деньги, фото с сайта msktambov.ru

С увеличением зарплаты работникам железной дороги у Минтранса тоже не складывается (фото с сайта msktambov.ru)

В итоге, ведомство поменяло прогнозируемые результаты «Стратегии…». По мнению Минтранса, железная дорога к 2030 году не сможет обслуживать 80 субъектов России — коммуникации удастся провести только в 78 областей. Планы по плотности ж/д сети уменьшились с 24 до 20 процентов. Грузооборот увеличится не на 60%, а на 50%, полагают в ведомстве, а экспорт транспортных услуг не в 2,8, а в 2,4 раза.

При этом, сохраняется оптимизм по части высокоскоростных железных дорог. Несмотря на то, что цели на обычные скоростные пути снизились с 10 тыс. км к 2030 году до 6,9 тыс., Минтранс желает за это же время построить 4,4 тыс. путей для поездов со скоростью выше 350 км/ч. (ранее в программе было заложено только 1,5 тыс. км). Но при этом увеличиваются общие инвестиции железнодорожные перевозки — теперь к 2030 году ожидаются траты в размере 18,6 трлн рублей против 13,8 трлн ранее.

Оплата труда работников ж/д сферы в 2030 достигнет 150% от средней по России, а не 170%, как ожидалось в 2008 году. Вдобавок, Минтранс отказывается формирования системы обеспечения безопасности объектов железнодорожной инфраструктуры, которая была призвана повысить вероятность предотвращения вмешательства в работу объектов железной дороге до 92%. Итоговый абзац пункта о результатах «Стратегии…» образца 2008 года гласил, что в совокупности Минтранс создаст «транспортные условия для обеспечения динамичного развития экономики страны, роста внутреннего валового продукта в 4,5 раза и промышленного производства в 3,3 раза, а также для оптимизации структуры экономики и освоения новых промышленных районов». В новом проекте его обнаружить не удалось.

Еще пять лет

Стратегии, фото с сайта bsu-az.org

У большинства стратегий есть один крупный недостаток — их приходится постоянно пересматривать (фото с сайта bsu-az.org)

Конечно, этот документ еще не финальный. Как только проект пройдет обсуждение на портале раскрытия официальной информации, он пройдет будет окончательно принят и отправлен на подпись премьер-министру. Впрочем, в настоящее время нет значимых оснований полагать, что итоговый вариант сильно изменится по сравнению с тем, что выложен на сайте уже сейчас.

Вполне возможно, что Минтранс попался на достаточно распространенную ловушку всяческих «стратегий», когда сначала устанавливаются цели на отдаленный срок, а, как только он подходит, оказывается, что времени не хватает. И поэтому вряд ли кто-то из россиян удивится, если еще через пять лет документ снова будет пересмотрен, а итоги и планы — скорректированы.

/ АБН

Новости партнеров