В понедельник на совещании правительства вице-премьер Аркадий Дворкович заявил, что цены на бензин уже достигли запланированного на год уровня. Однако уже идет активная работа с нефтекомпаниями, которая позволит стабилизировать ситуацию. «Агентство Бизнес Новостей» разбиралось в том, насколько и почему подорожало топливо, а также удастся ли сбить стоимость нефтепродуктов.
Немного статистики
По данным компании «Петрол Плюс Регион», которая является подразделением мирового лидера в процессинге топливных карт FleetCor, за период с 21 июня по 21 июля рост цен на бензин составил примерно 60 копеек. Если говорить о частностях, то цена за литр бензина марки Аи-95 увеличилась ровно на 60 копеек до отметки в 34 рубля 24 копейки. В свою очередь, цена на топливо марки Аи-92 увеличилась на 64 копейки и составила 31 рубль 18 копеек.
Существенным месячный рост оказался и в двух самых крупных городах России – Москве и Петербурге. По данным «Московской топливной ассоциации», в столице стоимость литра бензина марки Аи-95 увеличилась на 54 копейки, а цена за литр Аи-92 – на 53 копейки. При этом только за последнюю неделю цена литра Аи-95 увеличилась на 20 копеек, а Аи-92 – на 18 копеек.
В Петербурге месяц также оказался тяжелым для цен на топливо. В частности, по данным «Петрол Плюс Регион», за этот период стоимость литра бензина Аи-95 выросла на 54 копейки, а Аи-92 – на 45 копеек. За последнюю неделю Аи-95 подорожал на 29 копеек, а Аи-92 – на 20 копеек.
ФАС уполномочен проверять
Первым предвестником будущего подорожания стала ситуация на Петербургской международной топливной бирже. В ходе торгов в начале июля на ней резко увеличилась оптовая стоимость бензина.
Тогда цена на топливо марки Аи-92 выросла на 698 рублей за тонну. Она составила 39 тыс. рублей. В свою очередь, стоимость бензина Аи-95 увеличилась на 574 рубля. Таким образом, стоимость тонны этого топлива достигла отметки в 41 тыс. рублей.
Уже 9 июля, по сообщению ряда СМИ, в связи с таким ростом цен на топливо Федеральная антимонопольная служба решила проверить крупные нефтяные компании. Однако тогда «Агентству Бизнес Новостей» сообщили в ФАС, что надзорное ведомство и так получает информацию о ценах на бензин, но только в рамках постоянного еженедельного мониторинга. Поэтому в проверке нет ничего необычного.
В минувшую пятницу министерство энергетики России сообщило, что за пять торговых дней биржевые цены на бензин упали на 2%. В результате этого снизились и оптовые цены на топливо.
Однако этот процесс незначительно повлиял на стоимость тонны бензина на Петербургской международной топливной бирже. Так, по данным на 18 июля, цена на бензин марки Аи-92 составляла 37,6 тыс. рублей. В тоже время тонна топлива Аи-95 стоила 39,2 тыс. рублей.
Дворкович может. Или не может
По мнению содиректора аналитического отдела «Инвесткафе» Григория Бирга, подорожание бензина может быть связано со снижением предложений на топливо.
«Причиной этому стали авария на НПЗ «Роснефти», и снижение объема производства на НПЗ «Сургутнефтегаза» в Киришах. Цены на бирже являются индикатором спроса и предложения. Предложение падало, а спрос был довольно существенным. И это транслировалось на рост розничных цен», — считает Бирг.
По мнению эксперта, несмотря на заявления Дворковича, цены на бензин еще могут подорожать. Бирг отметил, что это может произойти в августе-сентябре из-за сезонного роста спроса на топливо. Несмотря на это, существует возможность стабилизации цен на бензин, уверен эксперт.
«Ранее [для стабилизации цен] было достаточно перспективы разбирательств и пристального внимания со стороны контролирующих органов. Были случаи, когда правительство просто договаривалось с нефтяными компаниями, и просило их резко не повышать цены. То есть способы повлиять на эти компании есть», — полагает аналитик.
В свою очередь, экономист Михаил Делягин уверен, что Дворкович не сможет стабилизировать цены на бензин. По его мнению, рост стоимости бензина может быть связан как с объективными причинами, так и с алчностью нефтяных компаний.
«Здесь нужно вести достаточно жесткие переговоры. Здесь нужно защищать интересы общества от интересов бизнеса. А либералы исходят из того, что интересы бизнеса – это святое, а интересы общества нужно защищать постольку поскольку. Поэтому на деле попытки отечественных либералов урегулировать рост цен на бензин выглядят профанацией», — считает Делягин.
Несмотря на сложившуюся ситуацию, Дворкович пообещал, что стоимость топлива не будет повышаться. По крайней мере, до окончания компании по сбору в России урожая.
Максим Кузнецов / АБН
Фото с сайта letnews.ru