Один день под брендом «ЮКОС»

В понедельник, 28 июля, в Гааге постоянная палата третейского суда огласила решение по делу о банкротстве российской нефтяной компании ЮКОС. Согласно нему, Россия должна будет выплатить $50,2 млрд акционерам компании, которые пострадали из-за этого процесса. Подробности этой истории, а также мнения экспертов о выплате компенсаций — в материале «Агентства Бизнес Новостей».

ЮКОС

Истцом в «деле ЮКОСа» выступала Group Menatep Limited (GML). Она представляла интересы мажоритарных акционеров российской компании — Леонида Невзлина, Владимира Дубова, Платона Лебедева, Михаила Брудно и Василия Шахновского. После официального опубликования решения суда глава GML Тим Осборн провел пресс-конференцию, посвященную его итогам.

«Суд постановил выплатить нам в общей сложности $50 млрд. Это крупнейшее взыскание в истории. Кроме того, Россия должна будет компенсировать судебные издержки. Я особо хочу отметить, что в своем решении суд подчеркнул: атаки против ЮКОСа и Михаила Ходорковского были политически мотивированы», — сказал Осборн на пресс-конференции.

Он отметил, что общая сумма судебных издержек составит около $65,6 млн. По решению суда, эти деньги должны быть выплачены вместе с компенсацией в течение полугода со дня оглашения решения суда.

Бывший акционер компании ЮКОСа Леонид Невзлин в понедельник заявил, что удовлетворен решением гаагского Арбитража. По его словам, он не ожидал, что сумма компенсации может быть такой большой.

«Это как бы некий подарок. GML требовала возмещения $114 млрд, но суд оценил потери примерно в $50 млрд», — цитирует Невзлина ИТАР-ТАСС.

Как сообщила «Агентству Бизнес Новостей» официальный представитель Михаила Ходорковского Ольга Писпанен, экс-глава ЮКОСа также остался доволен тем, что бывшие акционеры компании смогут вернуть свои средства. Впоследствии официальное заявление Ходорковского было опубликовано его пресс-центром.

«Это первый независимый суд, который рассматривал дело ЮКОСа во всей полноте, с исследованием доказательств и заслушиванием свидетелей. <…>Печально, что эта компенсация пойдет из бюджета государства, а не из карманов околовластных мафиози»,- заявил Ходорковский.

При этом экс-глава ЮКОСа сообщил, что он не был стороной в судебном процессе. И, в связи с этим, не претендует ни на какие финансовые выгоды.

Активы Шредингера

Через некоторое время после официального опубликования решения гаагского арбитража с официальным заявления выступила компания «Роснефть». Ей на данный момент принадлежит большая часть распроданных активов ЮКОСа.

В «Роснефти» утверждают, что ей не могут быть предъявлены какие-либо требования в рамках решения гаагского суда. По данным компании, все сделки по покупке бывших активов ЮКОСа были полностью правомерными.

Однако руководство GML этой позиции не разделяет. Осборн заявил, что компания рассматривает все возможные варианты дальнейшего развития событий, в том числе и подачу иска против компании BP, которая является акционером «Роснефти». Несмотря на это Осборн заверил журналистов, что GML будет придерживаться «прагматичного подхода» в этом вопросе.

Платить или не платить?

Понятно, что решение гаагского суда можно оспорить. Но по мнению экономиста Юрия Болдырева российская власть в существующей ситуации должна выплатить компенсации бывшим акционерам ЮКОСа.

«Россия не должна была бы выплачивать эти долги, если бы денационализация ЮКОСа производилась иным образом, как имущества, по существу украденного у государства. Тогда можно было говорить о том, что акционеры ЮКОСа являются не более чем скупщиками краденого. Но если российская власть своевременно так вопрос не поставила, то по всем правилам и законам мы с вами должны будем расплачиваться», — считает экономист.

По мнению Болдырева, такого решения гаагского арбитража стоило ожидать. В свою очередь экономист Михаил Хазин уверен, что Россия не должна выплачивать акционерам ЮКОСа компенсации, потому что они «украли» компанию у государства.

«Что касается экспроприации, то я считаю, что вся экспроприация ворованного никак не может быть незаконной. Вся приватизация, в том числе ЮКОСа, была откровенным воровством. Почему мы должны кому-то что-то выплачивать? У нас украли государственную нефтяную компанию, а мы за это должны платить?», — сказал Хазин.

В свою очередь член Экономического совета при Президенте России Евсей Гурвич также уверен, что Россия не будет платить деньги. Но, по его мнению, на это есть другие причины.

«Это очень большие деньги, их нет в готовом виде и их очень сложно найти, особенно в условиях санкций. С другой стороны, это значит признать правомерность такого решения суда. Вместе с тем будут рассмотрены и возможные последствия невыполнения этого решения», — считает Гурвич.

По его словам, данная ситуация напоминает ситуацию с фирмой Noga, которая также потребовала взыскать деньги с российского правительства. По мнению Гурвича, тогда масштаб выплат был небольшой. В «деле ЮКОСа», уверен экономист, решение гаагского арбитража может обернуться большими проблемами.

Многоточие в этом вопросе поставил Минфин России. В понедельник министерство опубликовало официальное заявление по поводу решения, вынесенного гаагским арбитражем. По мнению Минфина, заключение постоянной палаты третейского суда полностью подрывает ее авторитет. В министерстве финансов утверждают, что в решении суда присутствует большое количество изъянов. В связи с этим власти Российской Федерации будут оспаривать решение по делу о банкротстве компании ЮКОС, которое в понедельник вынесла Постоянная палата третейского суда в Гааге.

Максим Кузнецов / АБН

Автор:

Новости партнеров