Петербург не нуждается в аналоге московского парка Горького, считает директор Центрального парка имени Кирова Павел Селезнев. В беседе с корреспондентов «Агентства Бизнес Новостей» он рассказал, что с нетерпением ждет появления в городе велодорожек, и почему в администрацию парка на Елагином острове жалуются дети ветеранов.
Вы, наверное, слышали, недавно небезызвестный депутат Виталий Милонов предложил создать в Петербурге парк, аналогичный парку имени Горького в Москве. Считаете ли вы это хорошей идеей?
Во-первых, я не отслеживаю, что там говорит Милонов. А по поводу парка Горького – так у нас все это есть, только по-другому называется. У нас есть Приморский парк, парк 300-летия Петербурга. Я был в парке Горького, он обычный парк, только более стилизованный, более модный, достаточно хорошо насыщен ресторанами кафе, например, там удобно кататься на роликах, например. У нас к этому очень уверенно идет Приморский парк. Я думаю, что это будет не аналог, но что-то в этом роде.
То есть в новом современном парке Петербург не нуждается, правильно Вас понимаю?
Хорошо бы, наверное, чтобы появилось больше парков, только для этого нет места. Где вы в Петербурге сделаете новый парк? Вот Елагин остров – это 96 гектаров, причем это небольшая территория для парка. У нас же нет в центре Петербурга еще 100 гектаров, чтобы сделать тот или иной парк. Поэтому надо, конечно, привести в порядок те, что есть. На самом деле это не сложно и есть над чем работать: Приморский парк, Екатерингофка, парк Победы. То есть парков более чем достаточно. И если они будут в надлежащем состоянии, это уже будет большое дело.
А делать что-то новое? У нас есть Невский лесопарк, в Приморском районе есть прекрасная зеленая зона. Вопрос в том, что людям нужно? Что мы видим в парке Горького такого особенного? Ничего особенного нет – большая хорошо ухоженная территория. Может, я не так глубоко изучал парк Горького, но мне кажется, что у нас все это есть.
В первую очередь я бы довел «до ума» то, что есть. Например, Екатерингофский парк – шикарный, интересный, исторический парк, огромное количество людей рядом с ним проживает, но на него вообще не обращают внимания, он заброшен. И другие парки требует внимания: дополнять там ничего особенного не надо, но надо следить за порядком в них.
Некоторые урбанисты заявляют, что нынешняя инфраструктура парков уже не отвечает запросам горожан. Например, нет выделенных полос для велосипедистов, современных развлекательных, игровых площадок. Вы согласны с этой точкой зрения?
Однозначно согласен. Я еду на работу на велосипеде примерно 20 километров. Это одно мучение, да и просто опасно. И если взрослому сознательному человеку это и по силам, то с маленьким ребенком за город, например, физически не доехать. В одном потоке и люди, и машины, и велосипедисты, роллеры, скейтбордисты. Разделение потоков – это необходимо и очень востребовано.
Такая же проблема в ЦПКиО. Я очень переживаю, когда идя по парку, вижу, как взрослый мужчина несется на спортивном велосипеде больше 30 км/ч. При этом перед ним может выскочить ребенок. И с людьми надо работать: если вы пришли в такой парк, как ЦПКиО, то катайтесь не торопясь. То же самое с роллерами: приходят тренироваться в семь вечера после работы, когда парк забит, им нормально не проехать.
Мне поступали не раз предложения и даже распоряжения сделать в ЦПКиО велодорожки. Невозможно. Это исторический парк, природный памятник, и его дополнять отдельными заасфальтированными велодорожками нельзя. Не надо тратить время на дискуссии – на первом месте в ЦПКиО будет природа и люди, которые пришли ей насладиться и отдохнуть. А уж спортсмены, пожалуйста, подстраивайтесь под то, что есть.
Если взять такой парк, как Приморский, то там, конечно, необходимо сделать велодорожки, причем для этого есть и возможности и место. Я точно также пытаюсь по нему на велосипеде кататься – неудобно, он не приспособлен для этого. Туда едут люди на машинах домой, в рестораны, а потом и стадион появится…
А что касается ресторанов – в парке Горького их с избытком, они пользуются спросом. Может такую практику стоит позаимствовать Петербургу?
Все разумное, конечно, надо заимствовать. Но в ЦПКиО, федеральном памятнике, ничего нового строить нельзя. У нас есть помещение, где, условно говоря, 70 лет назад была чебуречная, его мы можем использовать для общепита. А взять хорошее место на берегу пруда устроить там а-ля русскую рыбалку – де-юро это невозможно сделать. А вот ассортимент, качество — это уже другое дело (это на вкус и цвет).
А в парках неисторической направленности существует масса современных технологий [общепита], которые и экологически выдержаны и эстетичны. Надо их всем этим наполнять и внимательно за этим следить.
А к вам в парк не поступают запросы по расширению ассортимента или улучшения качества существующих точек общепита?
Нет, не слышал ни разу претензий. Поступает как раз много вопросов по конфликтам из-за велосипедов и роллеров. Некоторые посетители недовольны, что люди гуляют даже с маленькими карманными собачками в парке. В парке есть все: мороженное, соки в ассортименте, кухня есть (по большому счету на «четверочку», тут опять же дело вкуса и предпочтений).
А как вы относитесь к идее разбить парк вместо планируемого так называемого судебного квартала на набережной Малой Невки?
Мне кажется, для города парк на том месте – было бы шикарно и с туристической точки зрения, и в соответствии с планами по развитию Петербурга. Посмотрите, где мы можем сходить в центре города отдохнуть, посидеть на скамейке? Я как житель города не особенно представляю, где это можно сделать – негде. Я был приятно удивлен, что такая идея у людей возникла. Это было бы очень здорово.
А какое развитие ждет парка на Елагином острове?
Я бы так сказал: не хочу вообще ЦПКиО развивать. Очень хочется повысить качество того, что есть, тех услуг, которые мы сегодня оказываем. В частности, привести в порядок несколько зданий, которые нуждаются в реставрации.
Нам необходима новая большая сцена – мы сейчас очень востребованы как концертная площадка. Можно проводить очень интересные концерты, но мы очень избирательно относимся к тем мероприятиям, которые у себя проводим. Чем могу похвастаться: за летние мероприятия, вроде фестиваля тюльпанов, куда пришло более 100 тыс. человек, нет вытоптанных клумб, сорванных цветов. То есть люди понимают, куда они пришли и как тут следует отдыхать. Начальник РУВД говорил мне, что даже не вспоминает о парке – там всегда спокойно. И это при колоссальной посещаемости (за один выходной день 15 тыс. человек точно приходит). И есть люди, которые выпивают, но делают это достаточно разумно.
А какие постройки реставрируете?
Кавалерский и Фрейлинские корпуса – это две исторические постройки начала XIX века. Фрейлинский корпус – это деревянное здание. Кавалерский корпус мы полностью отреставрировали, а Фрейлинский, соответственно, в процессе реставрации. Причем это не просто реставрация. В ЦПКиО раньше были детские кружки, которые потом мы сами и закрыли, потому что там были не просто антисанитарные условия, а условия, в которых невозможно было работать. Сейчас отреставрировали и снова открываем эту площадку в Кавалерском корпусе. Это интересный локальный проект, где не ожидаем большого количества посетителей, но главное, что, я думаю, он будет очень качественным.
Еще мы восстанавливаем эстрадный театр. Думаю, это будет сильная вещь для парка. Концертная площадка примерно на семьсот-тысячу человек. Она должна быть очень красивая, с интересным дизайн-проектом, мы должны вписать ее в архитектуру парка. Это будет эко-дизайн. Я думаю, таких площадок в городе больше не будет и, соответственно, она будет очень востребована – в этом никаких сомнений нет. Здесь могут быть бардовские, другие концерты, стихи читать. Вплоть до того, что мы вели переговоры со спортсменами, может, возродим любительские бои по боксу и другие соревнования, которые были в парке.
А танцевальные площадки не планируете сделать?
Так они у нас есть. Каждый выходной с часу до трех под военный оркестр коллектив внештатных ветеранов и пенсионеров, которые приходят в парк всегда. У нас даже жалобы от их детей и внуков были, что бабушки и дедушки ради танцев перестали сидеть с детьми.
А для молодых людей, вечера модных нынче аргентинского танго, сальсы?
Так и молодым никто не запрещает. У нас у музыкального павильона вечером в определенные дни приходят, приносят свою музыку и сами организуют для себя аргентинское танго, например. Мы все это разрешаем в парке – тут кто как организовался, пожалуйста, не запрещаем. Главное, чтобы в наш формат вписывались. Тут люди постоянно проводят разные тренировки. Про йогов я вообще не говорю – они очень любят заниматься йогой и медитировать в парке.
Анастасия Пальчик / АБН