Закрыть

Налоговые рельсы. В России предлагают обнулить НДС на пассажирские перевозки

Во вторник стало известно, что министерство транспорта России предложило понизить налог на добавленную стоимость для внутренних авиаперевозок. При этом на прошлой неделе Госдума в первом чтении одобрила законопроект об обнулении НДС для электричек. Опрошенные «Агентством Бизнес Новостей» экономисты разошлись во мнении относительно новых инициатив.

Электричка трансмашхолдинг2Министерство транспорта во вторник внесло в Госдуму законопроект о снижении НДС для внутренних авиалиний. Согласно инициативе Минтранса сократить налог и для грузов, и для пассажиров необходимо с 18% до 10%, а действовать такая мера должна до 2017 года. Этот проект уже одобрили в правительстве: его рассмотрели на заседании 19 марта.

В пятницу, 20 марта, в Госдуме в первом чтении одобрили законопроект, по которому планируется обнулить НДС для пригородных поездов. «За» высказались 390 депутатов. Предполагается, что норма будет действовать до конца 2016 года. Траты перевозчиков на электрички снизятся, а стоимость билетов для пассажиров останется неизменной, считают авторы законопроекта. До этого в кабмине также одобрили инициативу: там полагают, что обнуление НДС будет способствовать «стабилизации финансового состояния транспортных компаний».

Экономисты, опрошенные «Агентством Бизнес Новостей», разошлись во мнении. Так, директор института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин считает, что такое решение вполне разумно. «Эта мера из разряда антикризисных, потому что надо было найти хоть какие-то способы снизить затраты пригородных пассажирских компаний. Поднять там доходы физически невозможно. Даже не потому, что жалко пассажиров и они небогатые, а потому, что если поднимают тариф процентов на 20, пассажиров становится меньше процентов на 30. В результате доходов становится только меньше, и нет возможности увеличить доходную часть», — полагает эксперт. Он отметил, что правительство должно либо помочь снизить затраты, либо вообще закрыть этот вид транспорта. Однако электрички нужны многим жителям регионов, чтобы добираться на работу, поэтому «закрыть» этот вид транспорта невозможно, объясняет Блинкин.

«В авиации эластичность еще сильнее: в случае воздушных сообщений люди просто перестанут летать куда-либо из своих регионов. Это не экзотика, это необходимость. За последние годы приняты некоторые меры субсидирования авиалиний в отдаленных районах, и выяснилось, что как раз эластичность спроса даже при небольшом объеме субсидирования оказалась очень заметной», — подытожил эксперт.

А вот экономист Михаил Делягин полагает, что такая мера не решит проблемы в отрасли, а лишь немного снизит остроту. Снижение или обнуление НДС не приведет к кардинальному уменьшению цен, говорит эксперт. «Лучше бы разобраться со структурой функционирования этих отраслей. Я думаю, что там найдется довольно много возможностей оптимизировать», — считает Делягин.

Депутат Госдумы от «Справедливой России» Олег Нилов, который изначально выступил с инициативой обнуления НДС в сентябре, в беседе с АБН пояснил, что считает такое решение чуть ли не единственно верным, потому что более серьезную поддержку оказать по другому варианту сложно. Парламентарий также добавил, что другим его предложением было снижение цен на топливо, особенно авиационный керосин. «Цена билета на десятки процентов зависит от цены на топливо. Порядка 30%-35% цены — это затраты на топливо», — говорит Нилов. Однако пока эту инициативу не рассмотрели, сказал депутат.

По мнению Нилова, нужно сравнить цены на перевозки в России с западными. «Задача, на мой взгляд, должна быть поставлена таким образом: берем какое-то расстояние и смотрим, сколько стоит билет на это расстояние у западных авиакомпаний. Вот отсюда отталкиваемся и спрашиваем наших перевозчиков, почему у них с их затратами стоимость билета в разы больше, чем на Западе», — предлагает Нилов. Главный смысл всех этих действий должен быть в том, что авиабилеты в России должны быть как минимум не дороже, чем в Европе и Америке, подытожил парламентарий.

Автор: Анастасия Сафина

Новости партнеров