После общения Владимира Путина с народом в жизни людей, которые дозвонились до президента и рассказали ему о своих проблемах, обычно происходят чудеса. В этом году, например, военный из Ростова разрешил-таки жене купить щенка. Однако не все истории закончились так же удачно. Две самые, пожалуй, болезненные проблемы последних месяцев — ситуация с рабочими на космодроме «Восточный» и с заемщиками валютной ипотеки — так и остались неразрешенными.
«Уважаемый Путин В. В., помоги»«Я думаю, да тут и думать не надо, Путин не обо всем знает». — «Все он знает. Ему на нас [наплевать]. Ему бабки важнее». Такие разговоры ведут строители космодрома «Восточный» в своей группе «ВКонтакте». Попутно обсуждают, кому на сколько задержали зарплату и у кого хуже условия работы. Телемост с Москвой, во время которого строители рассказывали о своих проблемах Владимиру Путину, был, по мнению рабочего Андрея, «спектаклем чистой воды». «Я вообще случайно узнал про этот телемост. От людей, которые вообще тут не работают. А на космодроме никто об этом и не слышал, по крайней мере в моем управлении. Скорее всего, там выступали «заряженные» люди. Какие-нибудь бригадиры. Раз на то пошло, надо было оповестить все управления, и привести всех желающих», — такое мнение Андрей выразил в беседе с «Агентством Бизнес Новостей».
После прямой линии с Владимиром Путиным, в ходе которой он назвал нарушения при строительстве космодрома «личной обидой», на стройплощадке ничего особенно не изменилось — рабочие по-прежнему жалуются на задержки зарплат. В минувшее воскресенье строители, которые работают через ООО «Стройиндустрия-С», снова объявили голодовку.
В Дальспецстрое (генеральный подрядчик «Восточного», госструктура) об этой голодовке знают, сказала АБН начальник отдела по связям с общественностью Валерия Тимохова. Она признала, что у компаний-субподрядчиков по-прежнему остаются долги перед рабочими, и речь идет не только о «Стройиндустрии», гендиректора которой уже арестовали за нарушение трудового законодательства. Сейчас, по словам Тихомировой, Дальспецстрой совместно с прокуратурой и трудовой инспекцией выявляет новых неплательщиков: это, в частности, ООО «Системы и сети», ЗАО «СтройСервисРемонт» и ЗАО «Тихоокеанская мостостроительная компания».
«Только завтраками кормят»
А вот у самого Дальспецстроя, по словам Тимоховой, сейчас никаких задолженностей перед рабочими на космодроме нет.
«Что касается зарплаты за март рабочим, которые непосредственно работают в главном управлении Дальспецстроя либо в филиалах, строительных управлениях, то зарплата перечислена в полном объеме в соответствии с трудовым кодексом. То есть все они получили деньги», — сказала Тимохова.
Она не смогла уточнить, какого именно числа поступили деньги. «Разные филиалы [перечисляют] в разные дни, возможно, были где-то задержки на день, но это связано только с системой оплаты, — уточнила она. — А так деньги уже у рабочих у всех на карточках». Эту информацию АБН подтвердила и главный бухгалтер Дальспецстроя: по ее словам, рабочим «все перечислили». Отметим, ранее врио главы Дальспецстроя Юрий Волкодав говорил АБН, что со всеми рабочими за март организация рассчитается 15 марта.
По словам строителя Андрея, который работает через филиал Дальспецстроя, СУ-715, зарплату ему и его коллегам перечислили только 17 марта, тогда же ее получили рабочие из СУ-713. Сотрудники СУ-714 получили зарплату только в понедельник, а вот у рабочих СУ-718 20 марта утром еще денег на карточках не было, уточнил Андрей.
Дмитрий, который был трудоустроен в СУ-701 и только недавно уволился, успев поработать в марте, все еще не получил зарплату. «Только завтраками кормят», — сказал он в беседе с АБН.
Напомним, несколько дней назад строители космодрома залезли на крыши своих времянок и огромными буквами написали на них послание к президенту. «Уважаемый Путин В. В. Хотим работать. Спаси рабочих». Тогда вице-премьер Дмитрий Рогозин посоветовал им использовать более простые методы для общения с властями. Но, как показывает опыт других героев прямой линии с президентом, заемщиков валютной ипотеки, выигрывают те, кто сумел организоваться и взяться за решение своих проблем самостоятельно.
Водяра, железный занавес и доллар по 200 рублей
«Скорее нам тут водяру сделают по 2 рубля 83 копейки. Чтобы мы мозг залили и успокоились уже все. И железный занавес для беспокойных и язвенников, которые водяры не хотят. И тогда уже по фигу, хоть 200 рублей бакс торгуй», — написала одна из участниц Всероссийского движения заемщиков валютной ипотеки в группе «ВКонтакте» после прямой линии с Владимиром Путиным.
Напомним, еще месяц назад в интервью АБН активистка Движения Светлана Бочкарева говорила, что единственная надежда заемщиков — слово Владимира Путина. «Когда была ситуация с электричками, президент с экрана сказал, мол, что вы творите, в конце концов, дайте людям жить, верните электрички обратно. (Их вернули за два дня. – АБН). Но мы не электрички. До нас руки не доходят», — сетовала она.
Ответ президента на вопрос о том, собирается ли государство помогать валютным ипотечникам, не устроил, судя по реакции в соцсетях, никого из заемщиков. «Все разочарованы. Все ждали ответа Путина с большой надеждой, будучи уверены, что министры и приближенные искажают информацию о количестве и качестве заемщиков, — так прокомментировал ответ Путина в беседе с АБН активист Движения Родион Визавицкий. — «Но надежда не оправдалась. Все общество в оцепенении, в недоумении, как им жить дальше».
Всероссийское движение валютных заемщиков сейчас насчитывает 6,700 тыс. человек. Оно образовалось в начале осени 2014 года — тогда это была небольшая группа заемщиков банка «ДельтаКредит». «Когда курс стал пикировать, все это пошло-поехало», — рассказывает одна из основательниц Движения Ирина Сафьянова. 27 декабря заемщики первый раз вышли на пикет к зданию ЦБ, в марте они уже устраивали массовые акции по всей России. Кроме того, на их счету десятки обращений в различные профильные ведомства, три открытых письма, два обращения лично к президенту.
«Очень многие говорят, что мы хорошо организованы»
У движения очень четкая структура: заемщики делятся на группы в зависимости от банка, в котором взяли ипотеку, и за каждую группу отвечает конкретный куратор. Со СМИ взаимодействует один человек, экспертные комментарии дает другой, сбором средств занимается третий. На пикеты заемщики по всей России выходят в одинаковых черных футболках с надписью «раб валютной ипотеки» и с черными воздушными шариками. По словам Родиона Визавицкого, самоорганизация происходила стихийно: «люди узнавали о движении, присоединялись. Кто чувствовал, чем может быть полезен, тот за то и брался».
«Очень многие говорят, что мы хорошо организованы. Но это тот случай, когда речь идет исключительно о самоорганизации людей», — объясняет Ирина Сафьянова. «Ипотеку брали не дяди Васи-сантехники без высшего образования, ипотеку брал средний класс. Это люди, как правило, с неплохим образованием, профессионалы в своих областях. Поэтому у нас профессионально получается действовать. Я сама профессиональный пиарщик, в пиаре десять лет. У нас юристы профессиональные, бренд-менеджер. Когда, дай бог, все это более-менее разрешится, мы сможем спокойно организовать свою компанию в совершенно другой сфере», — усмехается она.
Зимой заемщики начали собирать добровольные пожертвования с участников движения: одна из активисток предоставила свою банковскую карту. Администраторы группы кидали клич, объясняли, на какие цели нужны деньги, и таким образом удавалось быстро собирать существенные суммы. «Помню, сидели и составляли первое письмо Путину, и нам СМС приходили — по 200, по 300, по 500 рублей люди сбрасывали. В течение буквально нескольких часов собрали необходимую сумму, серьезную сумму», — рассказывает Ирина.
О потраченных средствах руководители группы отчитывались перед участниками движения. Полтора месяца работы ВДВЗ (с 15 февраля по 28 марта) обошлись в 627 тыс. рублей. Только чтобы опубликовать свое открытое письмо в печатных изданиях, заемщикам пришлось потратить около 300 тыс. рублей. Остальные расходы — это организация митингов и пикетов, аренда помещения для голодовки, оплата работы юристов, которые консультируют заемщиков. При этом, по словам Ирины, никакие сторонние организации движение не финансируют, все происходит только по доброй воле самих заемщиков. Эту информацию подтвердил и Родион: по его словам, все пожертвования — это исключительно «желание и воля самих людей».
«Будем договариваться хоть с чертом лысым»
Сейчас руководство Движения разделилось на два лагеря. Одни, в том числе Родион Визавицкий, продолжают бороться за то, чтобы в ГД одобрили законопроект эсера Андрея Крутова о реструктуризации валютной ипотеки. Однако другие, в том числе Ирина Сафьянова, уверены, что на законодательном уровне эту проблему уже не решить. Они организовали отдельное общество — Всероссийскую ассоциацию валютных заемщиков.
«Ожидать принятия закона Крутова мы не будем, нам людей надо по-настоящему спасать. Что-то делать мы можем только на уровне переговоров — с кем угодно, с АИЖК, с банками, с депутатами, да хоть с чертом лысым», — объяснила Сафьянова. Она полагает, что власти не будут делать публичных шагов для решения этой проблемы. «Нас мало, а есть миллионы рабочих «Уралвагонзавода» с зарплатами по 5 тыс. рублей, и спасение нас не найдет понимания у этих рабочих. Власти не будут делать то, что вызывает раздражение у этой многомиллионной армии», — констатировала она.
Мария Карпенко / АБН