На бобах. Как отразилось на кондитерской отрасли повышение цен на какао-бобы

На бобах. Как отразилось на кондитерской отрасли повышение цен на какао-бобы

Центр исследований кондитерского рынка провел анализ в области стоимости какао-сырья и производимой на его основе продукции. Выяснилось, что импорт какао-бобов снизился на 60%. Однако производство кондитерской продукции осталось на уровне прошлого года. Производители жалуются на рост цен, многие закрываются. «Агентство Бизнес Новостей» выяснило у экспертов и игроков рынка, какая ситуация сложилась в кондитерской отрасли.

Cocoa_bean_(8)В I полугодии 2015 года импорт какао-сырья значительно снизился. Какао-бобов завезли 22,6 тыс. тонн, что на 58% ниже показателя прошлого года, какао-пасты импортировали на 10% меньше — 21 тыс. тонн, какао масла на 14% меньше, до 18,9 тыс. тонн. Согласно мнениям экспертов ЦИКР, это должно было привести к тому, что производство шоколадной продукции уменьшилось бы на 15-20%. Однако этого не произошло, а наоборот, заметен даже некий рост.

Это связано с несколькими факторами: во-первых, в самих продуктах уменьшилась доля какао. Во-вторых, кондитеры стали больше производить продуктов с начинками и добавками. Кроме этого, некоторые предприятия переходят на более дешевые продукты, например, пальмовое масло.

«Основная проблема для кондитерского рынка – рост себестоимости производства. Это, в первую очередь, связано с высокими ценами на какао-сырье, поэтому его импорт снижается. Также снижается объем потребления шоколада и кондитерской продукции, так как уменьшается покупательная способность населения», — пояснила исполнительный директор ЦИКР Елизавета Никитина.

Однако в ближайшем будущем этот тренд должен стабилизироваться, считает эксперт. Так как основное падение национальной валюты пришлось на декабрь прошлого года, дальше колебания, по прогнозам Никитиной, будут не столь значительными. Тем не менее, она не исключает некоторого роста цен до конца этого года.

Председатель совета директоров холдинга «Конфаэль» Ирина Эльдарханова отметила, что в экономически трудные времена люди сокращают потребление качественных продуктов и пытаются заменить их более дешевыми. Поэтому часть населения уже не может позволить себе качественную шоколадную продукцию, которая стоит 150 рублей, она покупает шоколад за 40-50 рублей, сказала Эльдарханова.

«Но если плитка в магазине стоит дешевле, чем сырье, которое покупает фабрика, то от шоколада там есть только одно – название. Российское законодательство не запрещает называть шоколадом в силу слабого лоббирования продукт, состоящий из какао-порошка, в который добавлен пальмовый жир. Поэтому возникает парадокс, что количество ввозимого какао уменьшается, а количество шоколадной продукции растет», — подчеркнула Эльдарханова.

По ее словам, шоколад подорожал только на 30-40%, в то время как сырье стало дороже в два раза. В таком случае кондитеры ищут выходы, пытаются нивелировать рост цен на сырье.

«Некоторые предприятия уходят в дешевое сырье, кто-то пытается оптимизировать бизнес процессы, а кто-то уходит в самый минимум рентабельности, и многие, повысив цену на 20%, а повышение себестоимости в полтора раза, выдерживают несколько месяцев и закрываются. Поэтому сейчас много компаний просто закрылись, либо их банкротят банки», — рассказала директор «Конфаэль».

В кондитерском доме Renardi также отметили спад в отрасли. Себестоимость продукции значительно увеличилась, и прибыль компании сократилась.

«Кроме того, выросли цены на миндаль и орехи, сливки, все это влияет на себестоимость. Мы стараемся переходить на российский продукт, но его качество порой оставляет желать лучшего», — пояснили в кондитерском доме.

По их словам, большая часть российского шоколада – фальсификат. В свою очередь, директор ЦИКР добавила, что государству необходимо заняться регулированием этой отрасли.
«Также в подвешенном состоянии находятся инициативы наших регуляторов относительно ситуации с пальмовым маслом: поднимать ли пошлины, ограничивать ли его использование. Но так или иначе, они намерены бороться с фальсификатом», — сказала Никитина.

Юлиана Михайлова / АБН

Новости партнеров