В петербургском парламенте прошла встреча депутатов с держателями валютной ипотеки и представителями банков. Банкиры предложили свой вариант действий, однако заемщиков он не устраивает: кредиторы не хотят «откатить» валютные курсы назад.
Когда бы парламентский журналист ни пришел в ЗакСобрание, он всегда может рассчитывать хотя бы на одну новость – у стен Мариинского дворца каждый день стоят в одиночных пикетах держатели валютной ипотеки. «Ребята списываются между собой, и получается такая организация пикетов. Приходим постоять. Ждем, когда примут какое-нибудь решение», — говорит Дмитрий, переминаясь с ноги на ноги на морозе. Тем временем в само здание заходят члены инициативой группы «валютных ипотечников». Они пришли в ЗакС на круглый стол с участием депутатов и представителей банков.
Заемщики – «не супералчные»
По словам одного из инициаторов встречи «единоросса» Сергея Шатуновского, были выбраны три наиболее крупных кредиторов по Северо-западу: филиал «Сбербанка», ВТБ24 и банк «Санкт-Петербург». Народный избранник посетовал, что несмотря на продолжительные переговоры, представители регионального управления Центробанка не пришли. «Все в курсе этой ситуации. Этим занимаются очень активно федеральные власти, наши коллеги по государственной Думе. Ситуация неоднозначная, все на нее смотрят по-разному. На круглом столе мы должны выработать какую-то позицию Законодательного Собрания», — сказал парламентарий.
На деле единой позиции не получилось. То есть нет, практически все выступавшие говорили о необходимости принять меры для урегулирования валютной ипотеки. Но взгляд на радикальность и общность этих мер у всех разный.
Сами заемщики начали с того, что развенчали популярные претензии к держателям валютной ипотеки, которые гуляют по просторам интернета. «Валютные заемщики изображаются супералчными людьми, которые отличаются от рублевых заемщиков. Что они в погоне за низкой ставкой взяли такие кредиты. У меня процентная ставка отличалась всего на один. Просто когда я пришел в банк, мне сразу сказали, что взять рублевый кредит не получится», — рассказал член инициативной группы Дмитрий.
Второй распространенная претензия, по его словам, что заемщики должны были учесть валютные риски, когда принимали решение взять ипотеку. «У меня, например, нет финансового образования, хотя и есть высшее образование. Я не специалист, я пришел в банк просто чтобы улучшить свои жилищные условия. В 99% люди приобретали квартиры, чтобы в них жить, а не инвестировать», — продолжает Дмитрий. Третья претензия – что валютную ипотеку брали только богатые москвичи и петербуржцы: «Насколько я общался – есть люди и из Владивостока, Калининграда, со всех регионов». При этом Дмитрий считает неправильным делить «валютных ипотечников» на классы – тех, кому больше негде жить, и тех, у кого есть другое жилье. Принимать решение о помощи заемщикам в зависимости от этого нельзя. По словам члена инициативной группы, с учетом долей в разных квартирах, формально многим держателям ипотеки есть, где жить, но по факту – негде.
Основные требования Всероссийского движения валютных заемщиков вот уже третий месяц неизменны: снизить процентную ставку, конвертировать кредиты в рублевые по курсу до девальвации рубля.
Банки протягивают руку…
Представители крупнейших кредиторов частично готовы удовлетворить чаяния заемщиков. Прежде всего, они в принципе готовы рефинансировать валютные кредиты и перезаключить с держателями ипотеки новые рублевые кредиты. Более того, банки готовы достаточно лояльно относиться к просрочке кредитов: не использовать методы силового давления, не забирать жилье, не передавать долги в коллекторские агентства и даже не взимать пени по просроченным кредитам.
При этом все три банка подчеркивают, что с проблемами столкнулись отнюдь не все, у кого есть ипотечный кредит в валюте. Так, у ВТБ24 только 80 «валютных ипотечников» из 500 испытывают трудности с оплатой. Общий же удельный вес валютной ипотеки в кредитном портфеле банков составляют лишь несколько процентов. Впрочем, эти цифры разительно отличаются от данных Всероссийского движения валютных заемщиков – по их данным, счет идет на тысячи.
Ключевой вопрос спора кредиторов с держателями кредитов – курс валюты. Оказавшиеся в сложной ситуации заемщики требуют конвертировать кредиты по цене валюты до девальвации рубля, а желательно – на момент получения кредита. Однако даже курс 1 октября, который рекомендовал использовать ЦБ, также не применяется. Как пояснил пресс-секретарь ВТБ24 Иван Макаров, рекомендация Банка России не обязательна для исполнения, и в этой ситуации банки не будут работать себе в убыток.
Кроме того, не все согласны с тем, что держатели ипотеки в валюте должны получать какие-то особенные условия. По мнению Оксаны Сивокобильской, в нынешний кризис (как и в предыдущий) с трудностями столкнулись все, кто взял ипотеку. «Мы не требуем особых условий. Мы просто требуем справедливости», — сказала член инициативной группы Софья Панова. «Мы требуем уравнять нас с рублевыми заемщиками. Мы не против исполнять наши обязательства, платить наши долги. Но – на справедливых условиях».
…ЗакС тоже
Конкретных выводов из дискуссии депутаты не сделали – это и невозможно было сделать по итогам одной встречи, считает глава парламентской комиссии по социальной политике Елена Киселева. Тем не менее, она и ее коллега по фракции «Единая Россия» до конца недели будут собирать предложения как от заемщиков, так и от банков (конкретные предложения по изменению законодательства на встрече они не сформулировали).
Таким образом, в городском ЗакСе роль «главных по ипотечникам» получают депутаты партии власти. Неделей ранее принятие федеральной инициативы о реструктуризации валютной ипотеки инициировали 11 депутатов оппозиционных фракций. Аналогичная инициатива есть и у парламентских коммунистов. Однако, рассказал АБН источник в Мариинском дворце, уже есть установка альтернативные законопроекты «прокатить», одобрив именно инициативу «Единой России».
«Это путь к банкротству, нищете»
Как бы там ни было, в Госдуме уже есть несколько проектов федеральных законов по валютой ипотеке. Наиболее известны предложения эсера Андрея Крутова. Он предлагает переоформить ипотечный договор в рубли, при этом по курсу на момент выдачи кредита. Учетная ставка должна быть установлена на уровне 12%.
Между тем, накануне Минфин отсрочил вынесение свое заключения по законопроекту. Ведомство объяснило это желанием детально узнать позицию смежных министерств, а также ЦБ. Таким образом, принятие документа откладывается как минимум на месяц (с учетом того, что законопроект должен будет еще пройти юридическую экспертизу и слушания на профильных комиссиях).
Впрочем, эсер считает, что у руководства страны есть понимание сути проблемы. «Во-первых, есть понимание у нас на 100% и я думаю, уже у какой-то части сотрудников руководства Центрального Банка, правительства, что эта проблема не может быть решена без участия государства. Это первый аргумент в том, что проблема будет как-то решаться. Во-вторых, есть усилия Центрального Банка, определенные предложения, которые там обсуждаются и на уровне правительства. Эта тема не закрыта, а активно обсуждается. Единственное пожелание у нас, как у авторов законопроекта и, прежде всего, людей, которые в эту ситуацию попали, действовать максимально аккуратно. Мы прогнозируем, что иначе дефолты и неплатежи начнутся уже в массовом порядке», — сказал депутат в комментарии «Агентству Бизнес Новостей».
По его словам, ситуация с валютной ипотекой ударила как минимум по 50 тысячам заемщиков. «Это путь к банкротству, нищете. Ввергнуть в это состояние 50 тысяч российских семей, категорически мы не можем себе это позволить. Тем не менее, потребовалось немало времени для того, чтобы привлечь к этой проблеме внимания людей. Это говорит о том, что, наверное, не все те, кто по долгу службы обязан этот сектор экономики и кредитования регулировать, профессионалы», — сетует Крутов.
Между тем, сами валютные заемщики пока не ощущают заботы властей, а определенная стабилизация рубля и понижение процентной ставки не оказали серьезного влияния на ситуацию.
«Это столь незначительное понижение курса, которое никоим образом нам помочь сейчас не может. Что касается снижения ключевой ставки Центральным Банком, несмотря на то, что она была снижена немного, банки, которые нам выдавали кредиты в валюте, были коммерческие. Они ни рекомендации ЦБ не поддерживают, ни снижают ставки по ипотечным кредитам. Они предлагают нам на уровне 20-22% взять ипотеку в рублях, перевестись в рубли. То есть все равно сохраняют очень высокие ставки», — говорит пресс-секретарь Всероссийского движения валютных заемщиков Анна Дугина.
Дмитрий Борисов / АБН