За минувший год продовольственные ритейлеры значительно выросли в показателях и чистой прибыли, и торговых площадей. Ситуация в экономике однако изменилась. Как в новых условиях будет жить розница: будут ли расширяться сети и изменяться маркетинговые стратегии?
Минувший год оказался удачным для российских розничных сетей. В большем или меньшем плюсе оказались показатели чистой прибыли крупнейших игроков рынка.Наиболее скромно показатель вырос по итогам года у сети «О’Кей» — лишь на 5% к прошлому году. Чистая прибыль составила 5,226 млрд рублей. Как ранее поясняли в компании, их подвела вторая половина года. У «О’Кея» оказалось много поставщиков из числа тех, кто оказался под запретом в августе, когда Россия ввела продуктовое эмбарго. Большое количество времени компании потребовалось на поиски тех, кто мог бы заместить выпавшие категории продуктов.
Несколько большим оказался рост чистой прибыли у X5 Retail Group. Он составил 15,5%. Однако, в числовом выражении чистая прибыль управляющего магазинами «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель» значительно выше «О’Кея». По МСФО компания получила 12,7 млрд рублей. На 27% выросла чистая прибыль ритейлера «Лента» — до 9,1 млрд рублей. Самые серьезный рост показала чистая прибыль ПАО «Магнит». Она по итогам года выросла на 33,87% до 47,7 млрд рублей.
«Агентство Бизнес Новостей» решило узнать, будут ли меняться стратегии развития компаний из-за кризиса и планы по открытию новых торговых точек. Как пояснили АБН в «Ленте» — у них планы после недавнего доразмещения ценных бумаг на $225 млн достаточно оптимистичные.
«После успешного завершения размещения, «Лента» имеет возможность повысить некоторые заявленные ею ранее цели роста и, таким образом, обновить свои плановые ориентиры на 2015 год», — сообщили в компании. Так, в этом году появится не менее 25 новых гипермаркетов, вместо планировавшихся 20-25.
«Запланированные показатели роста общего объема продаж сохранятся на уровне 34-38%, поскольку открытие дополнительных гипермаркетов произойдет ближе к концу года и отразится на росте продаж в основном в 2016 году», — также полагают в «Ленте». Вырастут также капиталовложения на 5 млрд рублей до 30 млрд рублей. Еще через год «Лента» рассчитывает дополнительно увеличить число новых гипермаркетов.
Сеть «О’Кей» в этом году намерена сохранять имеющиеся темпы роста числа магазинов. В 2015 году планируют открыть порядка пяти-семи гипермаркетов и пять супермаркетов. Кроме того, из-за сложной экономической ситуации было перенесено и открытие сети дискаунтеров под брендом «Да!». Вместо осени магазины появятся лишь весной. В компании обещают, что это будет сразу порядка 20 магазинов в разных районах Москвы.
В 2015 году «Магнит» планирует открыть 1200 магазинов формата «у дома», 90 гипермаркетов и «Магнит Семейный», а также 800 магазинов «Магнит Косметик» по всей географии сети.
Скидки и специализация
Изменения в маркетинговой стратегии напрямую зависит от ряда факторов, отмечает старший аналитик «Альпари» Анна Бодрова. «Все зависит от формата ритейлера, направления его работы и платежеспособности. Крупнейшие российские ритейлеры — федеральные игроки, — имеют доступ к банковским кредитным линиям. Региональные сети, например, в текущих финансовых условиях почти не кредитуются из-за высоких рисков и ставок», — полагает Бодрова.
По мнению эксперта, покупательская способность может сыграть свою роль при выборе дальнейшей маркетинговой стратегии. «Сети, действительно, активно используют маркетинговые инструменты, чтобы направлять не слишком плотный поток покупателей в нужное русло, но это плохо работает в условиях низкой покупательской способности», — считает она.
Два принципиальных маркетинговых решения выделяет аналитик ИХ «Финам» Тимур Нигматуллин. «Маркетинговые стратегии ритейлеров глобально в случае снижения деловой активности, спроса можно разделить на два подхода. С одной стороны, это уход в дисконтную торговлю – цены снижаются до максимально возможного уровня, чтобы за счет роста оборачиваемости средств, роста трафика получить чистую прибыль. Другой подход – очень сильное сегментирование рынка, поиск ниш, где несмотря на падение спроса работа в этом направлении поможет получать достаточно большую норму прибыли. Условно говоря, продажа товаров (если это продовольственный ритейл) экологических – organic food. Основной упор в продовольственном ритейлер будет делаться в сторону дисконтной торговли», — полагает аналитик.
Сети раскинутся
Для расширения же сети торговых объектов препятствия вовсе незначительные отмечает Нигматуллин.
«В целом, я не думаю, что в продовольственном ритейле как-то на возможностях органического роста скажется текущая ситуация. Спрос на продукты питания падает не очень сильно. Если посмотреть данные Росстата по структуре потребления домохозяйств, то можно увидеть, что рост цен на продукты, как правило, не ведет к снижению потреблению продуктов. Просто увеличивается доля расходов на них в структуре потребления за счет других товаров. Допустим, покупка автомобиля откладывается. Органический рост не замедлится, будет примерно таким же за счет собственных средств, денежного потока. Будут инвестировать в открытие. Естественно, некоторые товары импортные: строительные материалы, электроника – они подорожают. Дороже будет открывать магазины. Но это будет нивелировано за счет снижение на аренду и покупку недвижимости», — пояснил эксперт.
Несколько иная ситуация для игроков рынка, живущих за счет заемных средств. Однако из крупных игроков это только «Лента». Однако она решила свои проблемы за счет доразмещения акций. Те, кому за значимую сумму продать ценные бумаги не удастся, могут ощутить сложности.
«Расширять бизнес сейчас можно или за счет скрытых ресурсов, или за счет кредитных денег, но второй вариант слишком дорогой. Ритейлеры, которые в 2014 году серьезно заработали на девальвации рубля и росте розничных цен, имеют средства для открытия операционных расходов новых магазинов. Это будет актуально во втором-третьем квартале», — добавила в свою очередь Анна Бодрова.
Елизавета Большакова / АБН
фото с сайта siapress.ru