В среду в ходе форума EXPO 2015 в Милане министр экономического развития Алексей Улюкаев заявил, что программа пополнения золотовалютных резервов (ЗВР) ЦБ не соотносится с политикой инфляционного таргетирования, принятой Центробанком ранее. В Банке России ответили на это, сказав, что вмешательство регулятора в ситуацию на рынке весьма незначительно и существенно не влияет на цели регулятора по инфляции.
С заявлением о том, что план ЦБ по пополнению золотовалютных резервов трудносовместим с политикой плавающего курса, Улюкаев выступал еще в субботу. По словам министра, Центральному банку будет сложно совмещать накопления ЗВР и таргетирование инфляции. Тогда Улюкаев заявил, что ЦБ придется пояснить, как он собирается совмещать две политики.
Свои высказывания он подтвердил, выступая на форуме EXPO-2015 в Милане. Министр опять сказал о том, что вмешательство ЦБ в ситуацию на рынке не соотносится с планами по таргетированию инфляции. Чиновникам Банка России, по его мнению, придется решить, что он будет таргетировать — инфляцию или золотовалютные резервы.
В ответ на заявления министра, в понедельник глава ЦБ Эльвира Набиуллина заявила, что Центробанк будет вмешиваться в ситуацию на рынке, но таким образом, чтобы интервенции не повлекли за собой разгона инфляции. По ее словам, накопление резервов должно осуществляться постепенно, так, чтобы это не противоречило основной цели — снижению инфляции до 4%.
С подобным заявлением выступил и первый зампред ЦБР Дмитрий Тулин. По его словам, интервенции ЦБ не противоречат цели инфляционного таргетирования, потому что интервенции не приводят к бесконтрольному изменению денежного предложения.
При этом Тулин отметил, что основное влияние на финансовый рынок оказывают Минфин и казначейство. По его словам, именно они увеличивают расходы и вливают реальные денежные потоки на рынок. Центробанк внимательно следит за действиями этих ведомств и корректирует свою политику, в том числе, с оглядкой на действия правительства.
Набиуллиной и Улюкаеву не стоило выносить свой спор на публику. Такую точку зрения «Агентству Бизнес Новостей» высказал бывший зампредседателя Счетной палаты экономист Юрий Болдырев. По его словам, в публичном пространстве все ведомства должны демонстрировать единство, тем более на международной арене.
По его словам, разделение властей отнюдь не означает разобщенность, но лишь разделение сферы полномочий внутри страны. В то же время, он отметил, что денежно-кредитная политика — не прерогатива ни ЦБ, ни МЭР. Болдырев заявил, что денежно-кредитную политику регулируют президент, Госдума и Совет федерации. Правительство и ЦБ — лишь инструменты реализации этой политики. Он также отметил, что президенту и парламенту стоило снять с должности и главу Центробанка и главу министерства экономического развития.
Говоря о том, влияют ли интервенции ЦБ на инфляции, Болдырев заявил, что утверждать обратное было бы абсурдно. Однако это не основная проблема, связанная с регулятором. Более важно, на его взгляд то, как Банк России пытается маневрировать между насыщением бюджета подешевевшими рублями и интересами «сырьевого олигархата».
Напомним, Центробанк перешел от политики «валютного коридора» к политике «плавающего курса» еще в прошлом году. Это значит, что ЦБ может вмешиваться в ситуацию на финансовом рынке только в случае серьезной дестабилизации. Кроме того, непосредственно монетарное регулирование осуществляется отныне только с помощью регулирования ключевой ставки ЦБ.
Однако в середине мая ЦБ все же начал проводить валютные интервенции. На прошлой неделе Эльвира Набиуллина заявила, что ЦБ собирается пополнить золотовалютные резервы до $500 млрд. Именно этой суммы, по словам главы Центробанка, хватит для стабилизации рынка в случае серьезных потрясений. Эту сумму ЦБ планирует скопить за два-три года.
Степан Кропачев / АБН