Вердикт Конституционного суда о том, что Россия может не исполнять решения Европейского суда, если они противоречат основному закону РФ, не нарушает принципа верховенства международного права над национальным. Такое мнение выразил адвокат Вадим Клювгант в беседе с «Агентством Бизнес Новостей» во вторник.
Адвокат обратил внимание на часть 1 статьи 17 Конституции, в которой говорится, что права человека в России гарантируются и обеспечиваются согласно принципам международного права и в соответствии с нормами основного закона. «Я думаю, что Конституционный суд, когда принимал решение, имел в виду именно этот принцип в первую очередь, а уже потом — часть 4 статьи 15 (там говорится о верховенстве международных правовых норм над российскими законами. — АБН). И если все это взять вместе, то получается, что тот самый единственный гипотетический случай, когда приоритет отдается национальному праву, а не международному, если и может наступить, то только тогда, когда национальное законодательство предполагает более высокий стандарт защиты прав, чем международное. Но никак не наоборот. Если же национальный стандарт не достигает международного или равен ему, то, разумеется, приоритет международного права сохраняется, в том числе и в части обязательного исполнения решения ЕСПЧ», — объяснил Клювгант. На его взгляд, «ничего иного КС просто не мог иметь в виду».
Адвокат добавил, что решение КС для него не стало сенсацией, и ничего нового в правоприменительную практику оно не привнесло. Что касается опасности судебного произвола, то она остается всегда, «особенно в стране, где не уважают право где и верховенство права не является повседневной практикой», уточнил Клювгант. Однако, по его словам, после оглашения вердикта КС эта опасность не стала ни больше, не меньше. «Если [решение КС] будет исполняться далее в соответствии с духом, смыслом и буквой Конституции, только не одной буквой, а в совокупности, то тогда все нормально, тогда оснований для беспокойства нет», — подытожил адвокат.
Напомним, во вторник Конституционный суд вынес вердикт, согласно которому Россия остается в юрисдикции ЕСПЧ, но может не исполнять его решение, если оно противоречит принципам основного российского закона. В случае, если у государственных органов возникнут сомнения в том, возможно ли исполнить решение ЕСПЧ, они должны обратиться в КС, и он будет рассматривать каждый конкретный случай отдельно.