Закрыть

Нефти много…бывает. К чему приведет новый метод разведки нефтяных месторождений

Российские ученые разработали новый метод разведки нефти. Инновационная технология позволит сократить затраты на поиски месторождений в пять-шесть раз. Как отразятся результаты деятельности ученых на российской экономике, стоит ли из-за этого ждать снижения цен на углеводороды и не отразится ли это на курсе рубля «Агентство Бизнес Новостей» выяснило у экспертов.

Нефтедобыча разведкаУченые из Новосибирского академгородка разработали новый метод электроразведки нефтяных месторождений. Он, как обещают открыватели, позволяет распознавать залежи с точностью до 90%. Также метод дает возможность проводить мониторинг пород на глубине 4 км и его можно применять на любых поверхностях. Эффективность инновационного метода уже доказана в Татарстане и Калифорнии. Благодаря ему разведывательные работы станут дешевле в пять – шесть раз. Однако эксперты по-разному оценивают такую разработку.

Депутат Государственной Думы, председатель комитета по энергетике Иван Грачев рад, что наконец-то российская наука возобновила свои исследования в области разведки и геофизики. Если раньше разведкой занимались иностранцы, то сейчас, по словам депутата, «возвращаются наши». «Они изобретательны, они умны, они с точки зрения математического образования вообще кого-угодно в мире за пояс заткнут», — отметил Грачев.

Новый метод, по мнению парламентария, должен помочь в освоении Восточной Сибири. «Тем более, там бывают совершенно специфические месторождения», — добавил Грачев. Однако это открытие не станет панацеей для российских нефтяников.

«России надо еще поднапрячься, чтоб хотя бы выдерживать тот уровень добычи, который есть. Если что-то дельное на суше будет открыто или разведано с помощью этих методов, то в оборот это очень быстро пойдет», — уверен депутат.

При этом дополнительная добыча нефти, вызванная более рациональной разведкой, по мнению эксперта, не приведет к снижению цены на конечный продукт.

«Никакого долгосрочного снижения цен на нефть не будет. Потому что, как ни крути, вначале кончаются дешевые месторождения, а потом средние, а потом начинаются дорогие месторождения», — подчеркнул депутат.

Между тем, инновационный метод может и не дойти до практического применения в крупных масштабах, полагает партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин.

«Обычно у нас от предложения метода до практики проходит очень много времени. В России этот срок удлиняется или вообще становится недостижимым в результате «коррупционного налога». Любому изобретателю новых методов приходится сталкиваться с ситуациями, когда этот метод не хотят применять, если этот изобретатель не делится с чиновниками долей будущей прибыли или вообще не отдает всю эту прибыль чиновникам. Поэтому заранее говорить, как метод повлияет на состояние российской нефтегазовой отрасли сказать сейчас невозможно», — рассказал АБН Крутихин.

С таким мнением согласен и главный геолог ЗАО «Астраханская нефтегазовая компания» Владимир Кудинов. «Такие методы довольно часто предлагают, но эффективность их не доказана. Для того, чтобы все это доказать, нужен большой статистический период», — уверен эксперт.

Кудинов также отметил, что новые методы разведки не понижают стоимость нефти. «Они приводят к более быстрой окупаемости средств. Соответственно, будет повышаться отдача от каждого нового месторождения. И период налоговых каникул, который вводится для новых месторождений, можно будет сокращать», — считает он.

Еще один нефтяник – заместитель гендиректора по бурению компании «Росгео» Сергей Дужик – уверен, что добытая нефть на обнаруженных при помощи новых технологий месторождениях не приведет к падению цен на себестоимость углеводородов. При этом у России все равно есть запас по цене.

«Баррель нефти в среднем по России обладает себестоимостью $18-19. По большому счету, даже если баррель нефти упадет до $25, мы еще будем в небольшом, но плюсе», — сказал нефтяник.

В любом случае инновационная технология поможет не только увеличить добычу нефти, но и найти и законсервировать новые источники. «Мы можем разведать месторождения, но не запускать их в производство, а ждать определенного момента, когда выбросить их на рынок», — уверен Дужик.

 Юлиана Михайлова / АБН

Автор: Анастасия Сафина

Новости партнеров