Глава комитета по печати Сергей Серезлеев провел пресс-тур, на котором рассказал и показал случаи торговли едой на местах, которые город отдавал под торговлю прессой. Для газетных киосков предусмотрены льготы, торговую точку можно сделать выгодной, при условии, что в ней будет продаваться и печать тоже. Эксперты в беседе с «Агентством Бизнес Новостей» высказали свое мнение, зачем дополнительная торговля в печатных ларьках и стоит ли за этим циничный прагматизм.
Сергей Серезлеев устроил пресс-тур для того, чтобы наглядно продемонстрировать журналистам Петербурга, как недобросовестные предприниматели наживаются за счет комитета. Серезлеев подводил пришедших к двум киоскам рядом с метро «Международная», которые были отданы комитетом без аукциона компании «Сибинвест», чтобы она там продавала газеты. Вместо этого, в одном ларьке, к которому подвел Серезлеев, продавались фрукты и овощи, в другом – шаверма. Правда, в последней торговой точке газеты были – их приклеили на стены киоска, как обои.
По словам главы комитета по печати, так дела обстоят со всеми 24 сданными «Сибинвесту» ларьками. Серезлеев сказал, что с частным бизнесом они заключили договора на аренду 122 киосков и планируют заключить еще на 178. С недобросовестными предпринимателями договор будет расторгнут в одностороннем порядке.
После этого журналистам были продемонстрированы «хорошие киоски», уже у станции метро «Автово». В первом случае почти весь ларек был забит газетами и журналами, а оставшиеся место было отдано под воду и газировки, шоколадки и прочее. Во втором случае товары поделили ларек напополам – с одной стороны печатная продукция, с другой — цветы.
Серезлеев отметил, что проверка еще идет и, возможно, будут другие, злоупотребившие доверием правительства Петербурга предприниматели. Всего у комитета заключены договоры с 8-12 бизнесменами на аренду торговых точек. По его словам, в «старых петербургских» предпринимателях, вроде «Метропресс» и «Невапресс» сомневаться не приходится.
Газеты стоят копейки и им невозможно выжить только за свой собственный счет
Депутат Законодательного собрания Марина Шишкина («Справедливая Россия») сказала АБН, что то, что прессу никто не будет покупать без сопутствующих товаров – общеизвестно.
«Всю жизнь были дотации [для продажи газет и журналов], или продавался еще сопутствующий товар. Газеты стоят копейки и им невозможно выжить только за свой собственный счет», — сказала Шишкина.
Аналогичного мнения придерживается бывший главный редактор сайта и газеты «Вечерний Петербург» Алексей Зубарев.
«Я думаю, делается это, не из-за того, что продавцы печати хорошо живут. Я думаю, что сейчас в чистом виде ларьки с печатной прессой невыгодны, если они будут продавать только прессу», — сказал АБН Зубарев.
С ними солидарна ассоциация распространителей печатной продукции, в отчете которой говорится, что снижение розничных продаж газет и журналов в России по итогам 2015 года превысило 2%. В то же время, рынок рекламы в российской печатной прессе в прошлом году уменьшился на 32%. В ассоциации считают, что причины такого положения дел кроются в снижении доходов населения, подорожании бумаги, повышении тарифов на подписку, сохраняющихся административных барьерах и несовершенстве законодательства в сфере печатных СМИ.
При этом, на киоски, в которых торгуют газетами, распространяются разного рода экономические послабления. Например, в Москве для них отменили торговый сбор; в Петербурге на него наложен мораторий до 2017 года, однако в Думе планируют сделать столичную норму федеральной. Таким образом, торговать цветами, продавая при этом газеты (как это делает киоск в «Автово») выгоднее, чем просто торговать цветами.
Член Союза журналистов России (СЖР) Сергей Самолетов сказал АБН, что искать корысти в вопросе продажи сопутствующих товаров в газетных киосках не стоит.
В позиции чиновников, депутатов, Смольного и Союза журналистов больше все-таки желания сохранить печать. Думаю, что здесь нет корысти
«Думаю, в позиции чиновников, депутатов, Смольного и Союза журналистов больше все-таки желания сохранить печать. Думаю, что здесь нет корысти и люди осознают проблемы, которые в городе есть с печатными изданиями… При этом слухи о смерти печати сильно преувеличены. По последним данным Роскомпечати, из 80 тысяч изданий больше 60 – печатные. На Западе тоже. Льготы? Не думаю, что это что-то такое серьезное для продавцов», — сказал Самолетов.
О неэффективности льгот говорят и данные отчета ассоциации распространителей печатной продукции. Согласно ему, в 2015 году из-за ряда негативных факторов количество торговых объектов прессы и объем розничных продаж периодической печати стремительно сокращается. В прошлом году он снизился на 2,3%.