Закрыть

Визитные карточки петербургской промышленности

Петербург встретил очередной день рождения. В массовом сознании этот город – культурная столица. Но, не забывают повторять чиновники, у города большой промышленный потенциал. А некоторые предприятия сыграли роль не только в экономической, но и общественно-политической жизни страны.

«Адмиралтейские верфи»

1
Одно из старейших предприятий Петербурга, почти ровесник города (основано 1704 году). Контролируется государством, входит в состав «Объединенной судостроительной корпорации»).

Первое судно построено в апреле 1706 года. С 1709 года на предприятии строились военные корабли. После революции «Адмиралтейские верфи» на некоторое время пришли в упадок. С 1921 году предприятие стало частью Балтийского завода. С этого времени на верфи построили 300 подлодок.

В настоящее время предприятие проектирует и строит как гражданские, так и военные суда. Основной заказчик продукции государство. Так, 4 мая 2016 года между Министерством обороны Российской Федерации и АО «Адмиралтейские Верфи» заключен контракт на строительство двух новейших патрульных кораблей ледового класса.

«Балтийский завод»

2

«Балтийский завод» также входит в «Объединенную судостроительную корпорацию». Ведет свою историю с 1856 года, когда купец Карр и инженер-механик Макферсон основали совместный корабельный, механический, литейный и судостроительный завод на Васильевском острове.

В 1874 году перешел под контроль английской компании, а спустя 20 лет — в ведение Морского министерства Российской Империи. В начале прошлого века завод построил первую отечественную подлодку — «Дельфин», она работала на двигателе внутреннего сгорания. В советское время это стало одной из специализаций предприятия, на заводе основано собственное конструкторское бюро (впоследствии — ЦКБ МТ «Рубин»).

В XXI веке «Балтийский завод» активно строит ледоколы. В 2004 году завод выиграл международный тендер ФГУП «Росморпорт» на строительство серии современных дизель-электрических ледоколов для эксплуатации в акватории Финского залива. Кроме того сейчас предприятие строит плавучую атомную электростанцию «Академик Ломоносов».

ФГУП «Северная верфь»

3

Предприятие основано в 1912 году под названием «Путиловская верфь». Входило в состав «Общества Путиловских заводов».

Необходимость постройки нового завода была связана с проигрышем Российской Империи в войне с Японией. На тот момент верфь была оборудована самым современным судостроительным заводом в России. В те годы построены паротурбинный эскадренный миноносец «Новик» и спасательное судно подводных лодок «Волхов» (построено в 1915 году, с 1922 года «Коммуна»). Судно до сих пор стоит на вооружении в составе Черноморского флота России.

С середины 1920-х предприятие освоило также гражданское коммерческое судостроение. За сто лет было построено более 280 коммерческих судов. В советское время завод носил имя партийного деятеля Жданова. С 1997 года — «Северная верфь».

В области военного кораблестроения для ВМФ РФ на верфи освоена технология серийного строительства боевых надводных кораблей класса корвет проекта 20380/20385 и класса фрегат проекта 22350 и имеется долгосрочная программа по строительству кораблей до 2020 года. Кроме того, «Северная верфь» строит суда снабжения морских буровых платформ проекта VS 470 PSV и VS 485 PSV для экспорта.

ХК «Ленинец»

8

«Ленинец» ведет свою историю с середины сороковых годов прошлого века. С 1974 года «Ленинец» стал научно-производственным объединением, совместив все этапы создания продукта: научные исследования, разработку и производство. Долгие годы одним из основных направлений деятельности завода было создание товаров массового потребления, в основном, бытовой техники и электроники.

Другое производственное направление «Ленинца» – создание продукции военного назначения, различных радиоэлектронных комплексов и бортовых систем для авиации и космических систем. Кроме того, компания сотрудничает с фирмой Gilette, занимается производством бритвенных станков.

ОАО «Силовые машины»

4

Компания в нынешнем виде ведет свою историю с 2000 года. Однако входящие в нее предприятия основаны гораздо раньше.

Так, «Ленинградский механический завод» основан еще в 1857 году. Завод строил вначале небольшие котлы, приборы отопления, выполнял различные металлические работы. В советское время ЛМЗ сыграл важную роль в электрификации страны, изготавливая турбины, котлы. Другое предприятие — «Электросила» — ведет историю с 1853 года, когда была построена электротехническая фабрика (отделение берлинского завода «Сименс-Шуккерт»). Во времена СССР на площадке завода в Московском районе производились генераторы для электростанций, в том числе и оборудование для Волховской, Днепровской и Рыбинской ГЭС.

Также в ОАО входит «Завод турбинных лопаток» (ранее — завод «Северная база»). Предприятие существует с 1964 года.

«Кировский завод»

5

Бывший Путиловский завод существует с 1801, когда предприятие отлило первое пушечное ядро. В начале XIX века производило солдатские ружья. Позже котлы, а затем и рельсы. К XX веку завод имел уже ярко выраженный железнодорожный профиль: здесь делали вагоны, паровозы. Также производили артиллерийские снаряды, инструментальную сталь, землечерпалки, землесосы, водные и сухопутные экскаваторы.

«Кировский завод» известен забастовкой 1905 года, которая стала одним из звеньев в истории Кровавого воскресенья. Забастовка 1917 года также сыграла большое значение как элемент Февральской революции.

После Октябрьского переворота завод получил имя «Красный путиловец» и начал производить тракторы, продолжая производить и вагоны с паровозами, и другую продукцию. После войны основным продуктом стали тракторы.

В 1992 году «Кировский завод» акционирован. Производит тракторы, дорожно-строительные машины, гусеничные краны. Кроме того, предприятие участвует в СП со Škoda, которое выпускает поезда метро «НеВа».

«Ижорские заводы»

7

Ведут свою историю с 1722 года, когда на реке Ижоре была заложена пильная мельница — она положила начало железному, медному, якорному и молотовому заводам.

В 1760 году был построен кирпичный завод, в 1770 году построено семь пильных амбаров, а также завод для починки якорей и другие производства. В 1781 году организован металлопрокат, ковка гвоздей.

В XIX веке на месте старого производства построен машиностроительный завод. Там строили колесные пароходы, судовые агрегаты. С середины века Ижорские заводы стали основным поставщиком брони для российского флота. Предприятие строило миноноски и миноносцы.

В советские годы обновлено и расширено прокатное производство, выпускались кривошипные и эксцентриковые прессы для автомобильных и тракторных заводов. После войны налажено производство энергетического оборудования.

Сегодня, «Ижорские заводы» — машиностроительное предприятие, проектирует и производит продукцию тяжелого, химического и нефтяного машиностроения. Кроме того, поставляет оборудование для объектов использования атомной энергии. В 2007 году «Росатом» даже пытался выкупить Ижорский завод, но сделка не состоялась. В настоящее время принадлежит компании «Объединенные машиностроительные заводы» (контролируется «Газпромбанком»).

МЗ «Арсенал»

6

«Арсенал» – еще одно предприятие с многовековой историей, в 2011 году компания отпраздновала свое 300-летие. Завод был основан еще Петром I, по чьему указу был создан «Пушечный литейный двор», с которого принято отсчитывать историю компании. Долгие годы «Арсенал» был государственным предприятием, однако со временем завод был преобразован в открытое акционерное общество.

Предприятие начинало свою деятельность с создания артиллерийского вооружения, в середине ХХ века «Арсенал» занимался производством ракетных комплексов, а с 1969 года основным производственным направлением «Арсенала» является создание космической техники и производство пусковых ракетных установок для ВМФ России и других стран.

Кроме продукции военного машиностроения, предприятие производит продукты гражданского назначения: компрессорную технику, водоочистные сооружения, а также технику, используемую в пищевой промышленности.

Валерия Михайлова, Евгения Соколовская, Дмитрий Борисов / АБН

Автор: Анастасия Сафина

Новости партнеров