Валюта $64.63 €72.25Brent$73.18

Крым: преодоление блокады набирает темпы

Вячеслав Белобжецкий

к.э.н., руководитель консалтинговой группы «Логистика. Бизнес. Решения»

После фактического присоединения Крыма к РФ в пылу политической борьбы на второй план отошли нужды простых людей, их потребность жить полной жизнью, работать, отдыхать, иметь доступ к энергии, воде, продуктам питания. Периодически возникает ощущение, что бизнес – это не рукотворная конструкция, а некоторая независимая субстанция, которая имеет собственные потребности и живет собственной жизнью. И вопросы все больше поднимаются и решаются (!) через призму того, насколько это хорошо для бизнеса. А должно быть по-другому. Сначала нужно задаваться вопросом, насколько хороша та или иная инициатива будет для людей, общества, а уже потом для конкретных бизнесменов – и не нужно маскировать это клишированными фразами про рост рабочих мест.

Все сказанное выше не просто касается Крыма в полной мере (здесь и далее под Крымом я подразумеваю как саму республику Крым, так и Севастополь). И государство сменило вектор: сначала энергомост, потом мост через Керченский пролив, а теперь новая верная инициатива – построить крупный транспортно-логистический центр (ТЛЦ) с возможностью глубокой заморозки в районе Симферополя для обеспечения жителей Крыма.

Несомненно, данный инфраструктурный объект необходим. Особенно на фоне того, что в 2019 году планируется запустить железнодорожное сообщение по мосту через Керченский пролив, что многократно увеличит грузопоток. Конечно, совершенно необязательно, что это будут исключительно товары народного потребления и продукты. Думаю, что основную массу грузов, доставляемых на полуостров, составят грузы промышленного назначения, строительные материалы, сырье. Но среди этих грузов будут и такие продукты, для хранения которых нужны холодильные и морозильные камеры.

Другой предпосылкой строительства ТЛЦ являются собственные потребности полуострова по консолидации и отправке грузов, произведенных в Крыму. Конечно, каждый из местных производителей (химия, электротехника, сельское хозяйство, виноделие и так далее) может самостоятельно решать транспортные задачи, но это может быть менее эффективно, чем использование консолидированных отправок.

Фактически единственным пунктом назначения грузов из Крыма является остальная территории России. А многие крупные логистические операторы, особенно перевозчики сборных грузов, напрямую не могут работать в Крыму, опасаясь санкций. Соответственно, решения, предлагаемые на остальной территории страны, могут быть недоступны для грузоотправителей в Крыму, что ведет, как минимум, к удорожанию доставки.

Данный проект должен быть тщательно проработан с точки зрения экономической эффективности, а не основываться исключительно на политических мотивах. Во-первых, это позволит вернуть инвестированные средства и получать дивиденды в бюджет (если это будет государственный проект и государственная собственность), а не просто потратить деньги налогоплательщиков; во-вторых, наличие экономической целесообразности при создании любого объекта инфраструктуры делает его существование осмысленным, общественно значимым и поощряемым, а значит, устойчиво функционирующим и развивающимся.

Еще одной целью, которая может быть достигнута в рамках строительства крупного ТЛЦ в Крыму, является развитие транспортной инфраструктуры для перевозок грузов контейнерами. Если построить ТЛЦ в интеграции с железной дорогой, то можно обеспечить контейнерные перевозки до Симферополя с дальнейшей перегрузкой на автоплатформы и доставкой «до двери» получателя либо хранить грузы в ТЛЦ с дальнейшей доставкой автотранспортом по полуострову.

Использование контейнеров позволит сократить время доставки грузов, особенно из отдаленных районов, повысить надежность и безопасность перевозок за счет исключения дополнительных перевалок/перегрузок, а также ограничения доступа к грузам внутри контейнеров, снизить затраты на перевозку вследствие универсальности и унифицированности контейнеров, используемого подвижного состава, погрузо-разгрузочных механизмов, а также механизации процессов грузопереработки.

Однозначно можно сказать, что появление крупного ТЛЦ в Крыму значительно повысит доступность крымского рынка для компаний России и наоборот. А это, как следствие, повысит спрос со стороны грузоотправителей по обе стороны Керченского пролива на логистические услуги, в первую очередь, транспортные.