Закрыть

Эксперты Петербурга нашли пути взаимодействия бизнеса и власти

Влияние бизнеса на политику и политики на бизнес обсудили на дискуссионной площадке Экспертного клуба Петербурга. Как взаимодействуют власть и предприниматели, почему бизнесмены так стремятся попасть в одни ряды с представителями госструктур и возможно ли плодотворное сотрудничество между ними? На эти и другие вопросы дискутировали специалисты в области предпринимательства, политики, а также ведущие эксперты в сфере торговли.

Площадку для дискуссии Экспертному клубу Петербурга предоставил Ленинградский комбинат хлебопродуктов им С.М. Кирова — предприятие с 80-летней историей.

По мнению экспертов, в современном обществе основным мотивом движения бизнеса во власть является не возможность повлиять на экономическую ситуацию в регионе, а скорее возможность лоббировать собственные интересы предпринимателя. Страна богата огромным количеством специалистов, работающих в промышленной среде без возможности развивать продукт на должном уровне. В городе давно была сформулирована идея лабораторно-инжинирингового центра развития и поддержки предпринимательства, но она по какой-то причине была в результате забыта. Если раньше бизнесмены искали выход на власть, то сегодня, по мнению Алексея Иванова, программного директора общественно-государственного форума «На связи»,  власть сама ищет интересные проекты и на это есть большой запрос:

«Сегодня дело сдвинулось с мертвой точки, не мы искали власть, а она сама вспомнила о проекте. Представители профильного комитета сами связались с людьми, стоящими у истоков проекта, и предложили сотрудничать. Мы видим, что власть сама идет на диалог и меняет постановку вопроса. Не давит сверху, а спрашивает, что необходимо для поддержки проектов», — отметил Алексей Иванов.

По мнению эксперта в сфере бизнеса и предпринимательства, операционного директора Ленинградского комбината хлебопродуктов им. С.М.Кирова Елены Мамичевой, сегодня бизнесу необходимо государственное регулирование, от этого, на ее взгляд,  зависит вопрос безопасности:

«Мы часто воспринимаем государство как возможность для лоббизма, с другой стороны, ещё есть государственный контроль регулирования. Если мы говорим о надлежащей системе контроля качества, то очень бы хотелось, чтобы государство выступало как бенефициар. Однако эффективности будет еще больше, если крупный бизнес займётся саморегулированием и станет следить за качеством продукции и качеством производимого сырья»,- рассказала Елены Мамичева.

К слову, тема о фальсификации продуктов оказалась на встрече, пожалуй, одной из самых животрепещущих. Все дело в том, что когда встает вопрос о государственном регулировании в этой области, как правило, он касается безопасности населения. Соответственно, вопросы качества уходят на второй план, и находить ответы в этой стезе потребителям приходится самостоятельно. Как показывает практика, население имеет ничтожно малое представление о том, какие компоненты действительно содержатся в той или иной упаковке, например, молока. Или, как подчеркнула Мамичева, далеко не всегда удается определить, насколько качественной является мука – 40% этой продукции просто проходит мимо контролирующих инстанций, но на стол в виде хлеба все равно попадает.

Как отметил заместитель начальника отдела надзора за продукцией в обороте Управления Роспотребнадзора Игорь Ивуленок, вопрос с фальсификацией на российском рынке существует уже достаточно давно. УФНС проводит внеплановые и плановые проверки на предприятиях в соответствии с законом о защите прав предпринимателей. Исследования проб пищевой продукции осуществляется по ряду показателей, но когда речь идет о фальсификации, в ход вступают физико-химические.

«Фальсификация – это подмена одного или более одного компонентов другим: дешевым, некачественным. Самым главным и ярким продуктом фальсифицированной продукции на рынке Санкт-Петербурга является молочная продукция. Молочный жир заменяется продуктами не молочного происхождения. Во втором случае продукт не может называться молоком, сметаной или сыром, по этой причине производитель обязан поставить маркировку о том, что в продукте содержится заменитель молочного жира. Такой продукт имеет право на существование, а потребитель имеет право приобрести его, это не запрещено. Но маркировка обязательна», — заявил эксперт, добавив при этом, что законопроект, вводящий уголовную ответственность за производство и сбыт фальсифицированных продуктов, был разработан Роспотребнадзором еще в 2016 году. Документ предписывает, что за производство, ввоз и сбыт фальсифицированных продуктов в крупном и особо крупном размере грозит штраф от 300 тысяч рублей, а продукция, в свою очередь, изымается и утилизируется.

Возвращаясь к теме взаимовыгодного сотрудничества с властью, эксперты не смогли пройти мимо «тренда» сезона – самозанятости, как новаторского приема в предпринимательстве. В настоящий момент налог на профессиональный доход самозанятых в качестве эксперимента тестируют в четырех субъектах: Москве, Татарстане, Калужской и Московской областей. Предприниматели из этих регионов с доходом не более 2,4 млн в год имеют возможность платить 4% от доходов, полученных с физических лиц, и 6% от доходов с юридических лиц. Со следующего года проект запустят еще в 19 регионах страны, среди них – Санкт-Петербург.

По словам квалифицированного налогового консультанта, члена налоговой палаты России Галины Азаровой, несмотря на то, что этот метод предпринимательской деятельности достаточно популярен, стоит разъяснить, что тариф включает страховые взносы в Фонд обязательного медстрахования (ФОМС), однако не предполагает отчислений в Пенсионный фонд.

«Огромные плюсы для начинающих. Самозанятые фактически освобождены от страховых взносов. Не нужно платить налог на доходы, подавать декларацию и отчёты, налоговая сама все посчитает. Есть, конечно, и ограничения – не везде можно стать самозанятым. Для предпринимателей, которые привлекают других людей по трудовому законодательству, этот режим применять нельзя».

По мнению эксперта, из-за недостаточного регулирования данного вопроса со стороны государства, в скором времени начнут возникать вопросы разного характера. Например, Минфин поддерживал позицию предпринимателей, если они, например, находились в Петербурге, а вели свою онлайн-деятельность на территории Москвы. Но позже ведомство заявило о том, что местом осуществления деятельности, в том числе онлайн-деятельности, будет являться место нахождения предпринимателя. Это означает, что все предприниматели, которые зарегистрировались уже к сентябрю, попадают в зону риску.

«Несмотря на то, что Федеральная налоговая служба сейчас открыто говорит о том, что в течение года работу самозанятых она проверять не будет, риск получается отложенным. Когда придут с проверкой, они просто отменят регистрацию самозанятого в качестве плательщика налога на профессиональных доход. Получится в итоге, что он год уже работает незаконно. Пока, к сожалению, этот момент не контролируется», — подчеркнула она.

Эксперты упомянули ряд проблем во взаимодействии бизнеса и власти, а также поисках подходов бизнес структур к органам власти. По мнению эксперта в сфере туризма Константина Яхонтова основных проблем много, явные —  бизнес на данный момент не имеет четких правил работы с политиками:

«С властью отсутствует «обратная связь», а экспертная поддержка не воспринимается на должном уровне. Власть не всегда слышит экспертов, они воспринимаются ею, как ангажированные лица», — считает Яхонтов.

Кроме того, эксперт рассказал о взаимодействии с властными структурами. Диалог поначалу казался действенным и эффективным, но в результате породил лишь больше проблем. «Это была удачная законодательная инициатива, которая была представлена вниманию ЗакСа. И по результатам голосованиям, все 50 депутатов высказались «за».  Произошло невероятное, это следующая проблема в отношении бизнеса и власти, которую я бы назвал — уязвимость для лоббизма. После того, как законодательная инициатива была почти готова, на уровне профильного комитета исполнительной власти было произведено вмешательство, я понимал, что они преследуют свои интересы. Этот закон на полторы странички, который решал в нашей отрасли главную, основную проблему, перерос в шесть! Были добавлены лишние страницы, которые легко позволяют требования этого законопроекта обойти. Сейчас закон внесён в Госдуму. Борьба, что называется, продолжается».

По мнению генерального директора ООО «Реновация», члена Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Вероники Всеволожской, сегодня союз предпринимательства и власти перестали воспринимать в положительном ключе:

«Сейчас бизнес обладает исключительно огромной ответственностью, хотя в большинстве случаев мы пишем, что это общество с ограниченной ответственностью. Но, как известно, бьют не по паспорту. Власть сегодня сделала шаг навстречу бизнесу, у которого будут права, которых сейчас просто нет.  В ближайший год пройдёт огромная работа, и каждый голос будет иметь вес. Предприниматели, обращайтесь в ассоциации и экспертные группы, управляйте законодательством, пишите и рассказывайте о том, что вам мешает, и диктуйте свои права», — заключила эксперт.

Организатором встречи выступал Экспертный клуб Петербурга – площадка для обмена мнениями, не скованными формальными рамками. Клуб формирует пул экспертов, которые выступают как консультативно-аналитический центр Петербурга, а также налаживает диалог с представителями органов государственной власти.

Автор: Алексей Медиков

Новости партнеров