Законодательное собрание Петербурга разработает закон, который обяжет собственников земель предоставлять часть своей территории для проходов и проездов к соседним участкам. Сейчас в законодательстве по этому поводу зияет дыра.
Комиссия по городскому хозяйству ЗакСа на прошлой неделе приняла решение о создании рабочей группы, которая должна будет разработать законопроект, определяющий порядок установления публичного сервитута.
Публичный сервитут — это ограничение на использование земельного участка без его изъятия в интересах государства, местного самоуправления или местного населения. Он предусмотрен земельным кодексом РФ, однако порядок его установления не прописан и в Петербурге этот инструмент не работает. Об этом с трибуны комиссии заявил депутат Владимир Носов.
«В Петербурге нет ни одного публичного сервитута, хотя проходов, проездов, участков…, где в некоторых случаях необходимо установление таких сервитутов (хватает — ред.). По данным РГИС, у нас порядка 8 — 9 тыс. конфликтных ситуаций может возникнуть», — сказал он.
Впрочем, конфликты происходят уже давно. Так, например, в 2011 году до Верховного суда дошел спор нескольких юрлиц и Комитета по земельным ресурсам Петербурга (КЗР). ООО «Триумф плюс» купило участок в промзоне на Парнасе, через который шла дорога к соседнему участку. Эта дорога была оформлена в качестве обременения собственности. «Триумф плюс» хотел это обременение с себя снять, но проиграл процесс.
Зато победами истцов завершились два других спора. В 2012 году ЗАО «Инкас-сервис» добилось снятия аналогичного обременения с участка на Каменном острове. А в 2015 году процесс выиграло ТСЖ «Новый колизей», управляющее домом по адресу ул. Восстания, д. 6а. Через арку этого дома идет единственный подъезд к соседним домам и школе. Тем не менее, «Новый колизей» добился права поставить там шлагбаум.
В 2018 году в Ленобласти произошла и вовсе резонансная история. Совхоз «Всеволожский» решил брать плату за проезд по своим землям к садоводствам, расположенным к югу от Мурманского шоссе. Среди дачников поднялась волна недовольства, но сделать они ничего не могли, так как дорога проходит по частной земле.
В Петербурге КЗР, накладывая обременения на участки, «рисовал» на них зону с особыми условиями использования территории, рассказывает эксперт Комиссии по городскому хозяйству Александр Карпов.
«До определенного момента это сходило с рук, но сейчас все зоны с особыми условиями использования территории четко зафиксированы в том же Земельном кодексе. И все, этот механизм закрылся», — отмечает эксперт.
При этом у энергетиков, которые прокладывают различные инженерные сети, в том числе по частным землям, такой проблемы не возникает, так как они в свое время, по словам Александра Карпова, пролоббировали нужные поправки в Земельный кодекс.
Решением проблемы долгое время занимался недавно ушедший из жизни депутат ЗакСа Павел Зеленков. Он переписывался с городскими и федеральными органами власти, пока не получил ответ из Министерства экономического развития РФ, которое предложило региону самому принять местный закон о порядке установления публичного сервитута.
Владимир Носов уверен, что в этом законе должна быть прописана денежная компенсация собственнику участка, на котором установят сервитут. Александр Карпов, в свою очередь, полагает, что само решение об установлении сервитута должно быть обосновано.
«Должна быть какая-то разумная процедура выбора маршрута. Он должен устанавливаться только в тех случаях, когда никакого другого варианта нет», — говорит эксперт.